Введение
Страница 1

Среди психических процессов человека, памяти, внимания, мышления, восприятие занимает особое место. Его можно назвать основой человеческого познания. Видимый и слышимый мир не входит в человека непосредственно. Для его восприятия необходим психический образ, элементами которого затем «оперируют» другие познавательные процессы. Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни­кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Еще Э. Титченером было замечено, что «восприятие» происходит, когда большая часть простых процессов, входящих в состав сложного, являются результатом возбуждения органа ощущения».[1]

Но это не означает, что восприятие – это простая сумма ощущений. Для того, чтобы создать единый, одновременно постоянный и динамичный образ среды необходима активная работа психики. Человек живет не в мире изоли­рованных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощу­щений в сложные комплексные системы. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения пре­вращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных призна­ков к отражению целых предметов или ситуаций.

Человеческое восприятие отличается не только целостностью, оно создает, по большому счету, образ мира, а не только наличной ситуации. В образе мира всегда присутствуют компоненты, которые в данный момент не отвечают никаким потребностям организма или личности. Психический образ создается «с запасом». Помимо ощущений в восприятии задействованы предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается. Таким образом создается целостная перцептивная система человека.

В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания об­разов. В этих теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внеш­ние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро. Поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Однако это совсем не так. Попытки инженеров создать машины, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды, в большинстве случаев заканчиваются неудачей. Системы восприятия животных, даже самых примитив­ных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компо­ненты. Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимаю­щую деятельность субъекта. Результатом этой деятельности яв­ляется целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реаль­ной жизни.

В реальной жизни мы, конечно же, не задумываемся о том, как функционирует наше восприятие. Это привело бы к его дезорганизации. Но все, что мы делаем, без преувеличения, стало бы невозможным, если бы восприятие существенно нарушилось. Невозможность создать адекватный образ среды привела бы к невозможности действовать в мире, а значит и жить человеческой жизнью.

Одно из проявлений восприятия в жизни – это наблюдательность. Исследовать перцептивную деятельность человека возможно как исследование его наблюдательности и самой деятельности наблюдения. Для наблюдения важно воспринимать сигналы окружающего мира, классифицировать их, уметь видеть новизну, оттормаживать имеющийся жизненный опыт. Кроме того, развитая наблюдательность предполагает не только высокое личностное развитие, но и осознанное внимание к состоянию собственного восприятия.

Все выше отмеченное позволяет нам определить в качестве объекта курсовой работы восприятие как психический процесс.

Предметом данной курсовой работы выступает наблюдательность как результат развития восприятия.

В выполненном нами исследовании проверяется гипотеза: психический процесс восприятия проявляет себя как активная познавательная деятельность в наблюдательности субъекта наблюдения.

Цель работы заключается в исследовании восприятия как психического познавательного процесса.

Цель достигается при решении следующих задач:

1) Изучить научную литературу по избранной теме;

2) Исследовать уровень наблюдательности как результат развития восприятия;

3) Классифицировать полученные данные;

Страницы: 1 2


Диагностика эмоционально-личных отношений
Методики «Два домика», «Секрет» - 3-5 лет Методика «ЦТО» (цветовой тест отношений) Эткинда – с 4 лет –предназначена для выявления эмоционального отношения к различным явлениям жизни. Диагностика взаимоотношений со взрослыми и сверстниками А) Методика «Изучение представлений детей о родителях» - 3-5 лет. Б) Методика «Изучение критери ...

“Найди пару”
Цель упражнения: развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Инструкция: каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Пет ...

Еще несколько плюсов конкуренции
Стимул к движенью дает не соратник, Дает не союзник - противник дает. (Валентин Сидоров) Лучше всего не воспринимать конкуренцию как отрицательное явление, а превратить ее в положительную энергию для себя самой. Если Вы встречали женщин, которым удалось это сделать, заметьте, что они строят свои отношения с людьми на основе толерантнос ...