Введение

Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал обсуждаться в психологии сравнительно недавно, в первой четверти ХХ века. При этом потребность как переживание нужды рассматривалась среди различных эмоциональных проявлений, а порой – и как инстинкты. Очевидно, первой работой, специально посвященной потребностям, является книга экономиста и ученого Луйо Брентано. Он определил потребность как «всякое отрицательное чувство, соединенное со стремлением устранить его при помощи удаления вызывающей его неудовлетворённости». С тех пор появилось много различных точек зрения на её сущность – от чисто биологических до социально – экономических и философских. Так к первым можно отнести представления З.Фрейда о влечении и рассуждения Г.Холла (G.Hall, 1961) о «драйве». Существует точка зрения о потребностях как отсутствии блага у психолога Д.А.Леонтьева[1] – как отношении между личностью и окружающим миром.

Потребности являются одним из важных факторов, побуждающих субъектов к активной деятельности. Благодаря потребностям жизнь приобретает целенаправленность, что происходит при удовлетворении потребности, либо предотвращении неприятного столкновения со средой. Удовлетворение потребностей – это процесс освоения определённой формы деятельности, обусловленной общественным развитием. Поскольку процесс удовлетворения выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Изучение потребностной сферы личности, соотнесение своих субъективных представлений о потребности с её объективным содержанием, поиск средств овладения целью как объектом определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.

Методологической основой исследования послужили взгляды на феноменологию потребностей А.Маслоу. В настоящее время они являются основными. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.

В работе также использована литература известных зарубежных и отечественных ученых, занимающихся проблемами двигательной активности деятельности, в том числе мотивации и потребности. В частности, таких авторов, как Х.Хекхаузен, С.Л.Рубинштейн, Л.И.Божович, Д.А.Леонтьев, А.Г.Маклаков, Е.П.Ильин, Корин Свит.

Целью данной работы является выявление особенностей потребности как движущего фактора активности.

Объект исследования – потребности.

Предмет исследования –движущий фактор активности.

Задачи курсовой работы:

Осуществить литературный обзор основных научных подходов к изучению потребностной сферы личности и выявить степень разработанности проблемы.

Изучить иерархию и структуру потребностей.

Выявить направленность и мотивы деятельности личности.

Рассмотреть управление потребностями.


Обладание достаточной стрессоустойчивостью
В деятельности предпринимателя часто возникают ситуации, вызывающие нервные и эмоциональные перегрузки или, как говорят, стресс. Стресс – это обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его: в форме ощущения “пустоты в желудке” при необходимости сдавать ответственный экзамен; в форме раздражительности при необходи ...

Рекомендации по избавлению от застенчивости
Если же вы безнадежно застенчивы и общение с людьми для вас в тягость, попробуйте провести несколько «упражнений», помогающие развить способность взаимодействия с людьми. 1). Часто ли прохожий обращается к вам с вопросом, как пройти, проехать и т.п.? Если это случается крайне редко, значит, у вас угрюмое, злое, надменное или замкнутое ...

Выводы
В данной главе мы провели эмпирические исследования на основе двух методик: методика диагностики направленности личности в общении и методики диагностики межличностного общения в группе. Результаты исследования показывают как меняется направленность личности с течением обучения в ВУЗе. На первом и втором курсе студенты ориентированы н ...