Не вызывает сомнения тот факт, что активные занятия детей в секциях и группах физкультурно-спортивной направленности позволяет им более полно раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе, вырасти личностью, готовой к дальнейшей интеллектуальной, профессиональной и духовной деятельности, личностью с альтруистическим, толерантным отношением к жизни, готовой прийти на помощь.
Физическая культура и спорт являются эффективными средствами воспитания физически и духовно здорового молодого поколения. Многолетние научные исследования доказывают, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.
Актуальность. Задача социального становления подростка стала особенно важна для общества. Именно молодые люди должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться умению преодолевать и разрешать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться и саморазвиваться.
Цель: Исследование условий формирования морально-волевых качеств подростка при занятиях физической культурой и спортом.
Объект исследования: Процесс формирования морально-волевых качеств подростков при занятиях физической культурой и спортом.
Предмет исследования: Условия формирования морально-волевых качеств подростков при занятиях физической культурой и спортом.
Гипотеза исследования: Развитие морально-волевых качеств подростков при занятиях физической культурой и спортом будет осуществлено, если:
– педагоги (тренеры) будут заинтересованными руководителями процесса развития и формирования морально-волевых качеств подростков;
– будут организованы систематические занятия физкультурой и спортом по формированию морально-волевых качеств подростков;
– учитывается личностный уровень развития нравственно-волевых качеств подростков;
– будут использоваться приемы взаимодействия школьников в системе «ученик – педагог(тренер) – детский спортивный коллектив» как непосредственного источника и средства воспитания нравственно-волевых качеств личности в процессе занятий физической культурой и спортом.
Задачи исследования:
– Раскрыть сущность и содержание развития нравственно-волевых качеств в структуре личности подростка;
– Определить педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств личности подростка при занятиях физической культурой и спортом;
– Разработать формы и методы формирования нравственно-волевых качеств личности подростка при занятиях физической культурой и спортом.
Методологическую основу исследования составили теории развития морально-волевых качеств (Н.В. Архангельский, Н.И. Болдырева, Н.Д. Виноградова; психолого-педагогические исследования особенностей нравственного воспитания (А.С. Макаренко, Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Л.С. Выготский и др.)
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, методы и формы формирования морально-волевых качеств, эксперимент, наблюдения, количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура дипломной работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, методологическая основа и используемые методы.
В первой главе «Особенности формирования морально-волевых качеств при занятиях физической культурой и спортом детей подросткового возраста» рассмотрено состояние исследуемой проблемы, проанализированы особенности формирования морально-волевых качеств подростков при занятиях физической культурой и спортом, формы и методы формирования морально-волевых качеств у подростков.
Во второй главе описана опытно-экспериментальная работа по исследованию морально-волевых качеств подростков при занятиях физической культурой и спортом, проведен констатирующий эксперимент.
В третьей главе «Основные направления работы» проведен контрольный эксперимент.
В «Заключении» подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
Социальные ценности.
Важнейший компонент социального контекста социального познания - социальные ценности. Их влияние на процесс категоризации особенно значимо потому, что по сравнению с теми искажениями информации, которые связаны с недостатком ее или с индивидуальными психологическими особенностями познающего субъекта, «субъективность» оценок под воздейст ...
Роль игры в развитии двигательной памяти
Развитию двигательной памяти (по сравнению со словесно-логической) обычно уделяется гораздо меньше внимания, хотя она играет в жизни человека не менее важную роль. Как показано в ряде исследований, двигательная память в значительной мере определяет точность и координированность совершаемых человеком движений, влияет на скорость овладени ...
Рисование с
помощью трафаретов набрызг
Развивать у детей творческое воображение, фантазию, мышление. Упражнять в рисовании разными нетрадиционными способами (монотопия с помощью ниток, точечный рисунок, набрызг с помощью трафаретов, рисование по мокрому). Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга; самостоятельно выбирать способ изображения, ...