Формирование культуры поведения у старших дошкольников
Страница 1

Психология » Формирование морально-нравственных норм дошкольника » Формирование культуры поведения у старших дошкольников

В национальной доктрине развития образования Украины в XXI столетии, четко обозначено как одно из стратегических задач необходимость формирования высокой гуманистической культуры личности, а значит, способность противостоять проявлениям бездушности, начиная со старшего дошкольного возраста. Это возраст является сенситивным к развитию общей культуры поведения, в частности культуры ее поведения.

Под культурой поведения старших дошкольников понимается совокупность действий и поступков, которые мотивируются общественно значащими действиями и обеспечивают способность ребенка проявлять потребность в деятельности, направленной на личностный рост и подтверждение ожидаемых надежд со стороны родных, близких, старших.

Смотря на это в структуре культуры поведения старших дошкольников, выделяем эмоционально-мотивационный

, когнитивныйи праксичный

компоненты.

Эмоционально-мотивационный компонент

. Развитие у детей определенных личностных качеств, которые обусловливают моральное поведение, эмпатичнных способностей; умений ориентироваться на чувства, эмоциональные положения другого человека; понимания собственных чувств, эмоциональных положений, их причин; позитивного восприятия окружающего, моральные мотивы, потребности, интересы.

Когнитивный компонент.

Наличие элементарных знаний и умений про себя как личность, об окружающем мире, достижения мировой и национальных культур и формирования на основе этих знаний морально-эстетических идеалов, ценностей, переубеждений.

Практичный компонент.

Наличие у ребенка определенных умений и навыков морального поведения, способности корректировать собственное поведение до конкретных условий, согласовывая его с поведением ровесников через самопроверку, желание действовать соответственно нормам и требованиям общества.

Саморегулирование поведения обеспечивается системой таких умений: психической и физической регуляции, анализу жизненных ситуаций, осведомления собственного поведения и положения других людей.

Проанализировав структуру культуры поведения, выделили такие критерии диагностики ее развития6 наличие представлений, знаний про общечеловеческие ценности, нормы и правила поведения; сформированность гуманных качеств личности; наличие моральных мотивов поведения; развитие эмоционально-чувственной сферы; добровольность выполнения требований культурного поведения; его стабильность независимо от наличия или отсутствия контроля; способность «противостоять искушениям», потребность искать и умение находить элементарные позитивные формы поведения.

Следовательно из специальных психологических исследований и педагогической практики, высокие познавательные потребности ребенка, желание действовать согласно нормам, предложенным взрослыми, получать уважение со стороны окружающих содействуют усвоению в старшем дошкольном возрасте этических норм поведения. Однако педагоги часто не обращают на это, что приводит к разрыву между моральной сознательностью и поведением в дальнейшем развитии детской личности.

Итак, нужна специальная воспитательная работа по усвоению правил культуры поведения. Она должна вестись в трёх параллельных направлениях: накопление элементарного гностичного морального опыта (знание правил поведения, понимания их социальной значимости, формирование понимания их целесообразности (необходимость и практической корысти); утверждения практического опыта культуры поведения (формирование поведенческих умений и навыков в ситуациях жизненного выбора); а также коррекции негативного опыта, негативных стереотипов поведения.

Воспитание культуры поведения у старших дошкольников требует от педагога знаний особенностей психического развития воспитанников. Среди главных новообразований дошкольного возраста отечественные и зарубежные психологи выделяют такие: 1) формирование первой схематической модели целостного детского мировоззрения, основою которого является собственный практичный метод и жизненные представления; 2) возникновение первичных этично-эстетических представлений и знаний: дети осведомляют главные моральные правила и четко отличают их от социальных условностей; 3) формирование суподчинительных мотивов: если в младшем дошкольном возрасте мотивы имеют характер неосознанных, аффективно закрашенных желаний, связанных с ситуацией, то у старших дошкольников это уже осознанные намерения, в которых на первый план выступают мотивы морального содержания; 4) возникновение произвольного поведения, которое включает систему поведенческих реакций, механизм саморегулирования поведения, просоциальные установки, агрессивные установки и способы контроля агрессии. Основою произвольного поведения, по Д. Эльконину, является желание руководить собой и своими поступками согласно с определенными правилами, нормами; 5) формирование объективной самооценки и связанных с ней установок гордости, стыда и вины, которые являются элементами освоения других морально значащих установок.

Страницы: 1 2


Причины депрессивных отклонений
Таким образом, мы выделяем три основные возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у игровых компьютерных аддиктов: 1. Наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности. 2. Субъективное переживание аддиктами на созна ...

Рекомендации по оптимизации общения женщин в мужском коллективе
Очень часто наша судьба зависит от людей, которые вообще не знают, что мы существуем. Жаловаться на мужчин и чувствовать себя жертвой обстоятельств - это вчерашний день! Что же делать, если хорошо образованную и независимую женщину не принимают в сложившийся по мужским законам коллектив? Мы сформулировали основные рекомендации, что мож ...

Реакция увлечения.
Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляют весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, так как благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков. Они делятся на следующие виды: . Интеллектуально - эстетические увлечения (музыка, рисова ...