Формирование культуры поведения у старших дошкольников
Страница 1

Психология » Формирование морально-нравственных норм дошкольника » Формирование культуры поведения у старших дошкольников

В национальной доктрине развития образования Украины в XXI столетии, четко обозначено как одно из стратегических задач необходимость формирования высокой гуманистической культуры личности, а значит, способность противостоять проявлениям бездушности, начиная со старшего дошкольного возраста. Это возраст является сенситивным к развитию общей культуры поведения, в частности культуры ее поведения.

Под культурой поведения старших дошкольников понимается совокупность действий и поступков, которые мотивируются общественно значащими действиями и обеспечивают способность ребенка проявлять потребность в деятельности, направленной на личностный рост и подтверждение ожидаемых надежд со стороны родных, близких, старших.

Смотря на это в структуре культуры поведения старших дошкольников, выделяем эмоционально-мотивационный

, когнитивныйи праксичный

компоненты.

Эмоционально-мотивационный компонент

. Развитие у детей определенных личностных качеств, которые обусловливают моральное поведение, эмпатичнных способностей; умений ориентироваться на чувства, эмоциональные положения другого человека; понимания собственных чувств, эмоциональных положений, их причин; позитивного восприятия окружающего, моральные мотивы, потребности, интересы.

Когнитивный компонент.

Наличие элементарных знаний и умений про себя как личность, об окружающем мире, достижения мировой и национальных культур и формирования на основе этих знаний морально-эстетических идеалов, ценностей, переубеждений.

Практичный компонент.

Наличие у ребенка определенных умений и навыков морального поведения, способности корректировать собственное поведение до конкретных условий, согласовывая его с поведением ровесников через самопроверку, желание действовать соответственно нормам и требованиям общества.

Саморегулирование поведения обеспечивается системой таких умений: психической и физической регуляции, анализу жизненных ситуаций, осведомления собственного поведения и положения других людей.

Проанализировав структуру культуры поведения, выделили такие критерии диагностики ее развития6 наличие представлений, знаний про общечеловеческие ценности, нормы и правила поведения; сформированность гуманных качеств личности; наличие моральных мотивов поведения; развитие эмоционально-чувственной сферы; добровольность выполнения требований культурного поведения; его стабильность независимо от наличия или отсутствия контроля; способность «противостоять искушениям», потребность искать и умение находить элементарные позитивные формы поведения.

Следовательно из специальных психологических исследований и педагогической практики, высокие познавательные потребности ребенка, желание действовать согласно нормам, предложенным взрослыми, получать уважение со стороны окружающих содействуют усвоению в старшем дошкольном возрасте этических норм поведения. Однако педагоги часто не обращают на это, что приводит к разрыву между моральной сознательностью и поведением в дальнейшем развитии детской личности.

Итак, нужна специальная воспитательная работа по усвоению правил культуры поведения. Она должна вестись в трёх параллельных направлениях: накопление элементарного гностичного морального опыта (знание правил поведения, понимания их социальной значимости, формирование понимания их целесообразности (необходимость и практической корысти); утверждения практического опыта культуры поведения (формирование поведенческих умений и навыков в ситуациях жизненного выбора); а также коррекции негативного опыта, негативных стереотипов поведения.

Воспитание культуры поведения у старших дошкольников требует от педагога знаний особенностей психического развития воспитанников. Среди главных новообразований дошкольного возраста отечественные и зарубежные психологи выделяют такие: 1) формирование первой схематической модели целостного детского мировоззрения, основою которого является собственный практичный метод и жизненные представления; 2) возникновение первичных этично-эстетических представлений и знаний: дети осведомляют главные моральные правила и четко отличают их от социальных условностей; 3) формирование суподчинительных мотивов: если в младшем дошкольном возрасте мотивы имеют характер неосознанных, аффективно закрашенных желаний, связанных с ситуацией, то у старших дошкольников это уже осознанные намерения, в которых на первый план выступают мотивы морального содержания; 4) возникновение произвольного поведения, которое включает систему поведенческих реакций, механизм саморегулирования поведения, просоциальные установки, агрессивные установки и способы контроля агрессии. Основою произвольного поведения, по Д. Эльконину, является желание руководить собой и своими поступками согласно с определенными правилами, нормами; 5) формирование объективной самооценки и связанных с ней установок гордости, стыда и вины, которые являются элементами освоения других морально значащих установок.

Страницы: 1 2


Биохимические механизмы, ответственные за различные реакции на алкоголь
Одним из важных факторов является скорость разрушения алкоголя в организме, которая зависит от фермента алкогольдегидрогеназы (АДГ). Количество, активность и типы активности его очень различны у разных людей. От этого зависит скорость разрушения и выведения алкоголя из организма, а так же образование разного количества ацетальдегида – п ...

Типы лидерства (психоаналитический подход).
Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделяют 10 типов лидерства: «Соверен», или «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почи ...

Эволюционно-морфологические предпосылки сознания
Анатомы назовут немало признаков, позволяющих отличить человека от человекообразных обезьян. Однако, нас интересуют лишь те отличия, что касаются строения мозга, а таковых очень немного. Но разница в поведении человека и высших обезьян, обусловленных этими различиями, огромна. Во-первых, у человека имеется речедвигательный центр, позвол ...