Аналитическая теория личности

Психология » Теории личности » Аналитическая теория личности

Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней ряд общих корней. Многие представители этого направления были учениками З. Фрейда. Однако было бы неверным считать, что аналитическая теория является неким новым, более совершенным этапом в развитии классического психоанализа. Это - качественно другой подход, основанный на ряде новых теоретических положений. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг. Подробнее о направленности личности здесь на сайте www.psyhodic.ru

Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи - "архетипы". Некоторые архетипы универсальны, например, идея Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно - и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, религии, архитектуре. Смысл жизни каждого человека наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет "коллективное бессознательное" - совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека фактически подчинено его врожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека. Эти свойства также часто называют чертами характера. Например, свойства архетипа " персона" (маска) - это все наши психологические характеристики, роли, которые мы выставляем напоказ; свойства архетипа "тень" - это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем от людей; свойства архетипа "анимус" (дух) - быть мужественным, твердым, смелым; защищать, охранять, охотиться и т.д.; свойства архетипа "анима" (душа) - нежность, мягкость, заботливость.

В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы, личности:

Коллективное бессознательное - основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.

Индивидуальное бессознательное - совокупность "комплексов", или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить "комплекс власти", когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.

Индивидуальное сознательное - структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.

Целостность личности достигается за счет действия архетипа "самость". Главная цель этого архетипа - "индивидуация" человека, или выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что "самость" организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У самости существует два способа, две установки такой интеграции:

экстраверсия - установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект);

интроверсия - ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект).

В каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень из выраженности может быть совершенно различной.

Кроме того, Юнг выделял четыре подтипа переработки информации: мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный, доминирование одного из которых придает своеобразие экстравертивной или интравертивной установке человека. Таким образом, в типологии Юнга можно выделить восемь подтипов личности:

Экстраверт-мыслительный - сфокусирован на изучении внешнего мира, практичен, заинтересован в получении фактов, логичен, хороший ученый.

Интроверт-мыслительный - заинтересован в понимании собственных идей, рассудителен, бьется над философскими проблемами, ищет смысл собственной жизни, держится на расстоянии от людей.

Согласно аналитической теории, личность - это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной и интравертированной установок личности.


Методика диагностирования степени тревожности
Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что, в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания ...

Физиологические потребности
Основанием этой иерархии Маслоу считает физиологические потребности и, прежде всего, потребность в пище. «Вне всяких сомнений, физиологические потребности являются самыми насущными изо всех нужд. Прежде всего, это означает, что для человеческого существа, не имеющего вообще ничего, основой мотивации будут именно физиологические нужды, а ...

Рекомендации
Оптимизация адаптационного процесса профессиональной деятельности направлена на сокращение сроков адаптации и достижение соответствующего уровня адаптированности, при котором возможна реализация заданной эффективности и надежности работы. 1. Наладить сотрудничество с учебными заведениями города. Первый шаг к успешной адаптации молодого ...