Психограмма психолога

Психология » Психология труда » Психограмма психолога

Разработка психограммы психолога

Составление психограммы – итог тщательного изучения профессии с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием. Этапы составления психограммы:

1. Установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом.

2. Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане).

3. Соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.

Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).

Личность психолога, его профессиональные качества

Психология и психолог пришли в детский дом, чтобы сделать его более гуманным, способствующим личностному росту каждого ребенка, педагога, сотрудника и руководителя. Поэтому совершенно оправданно в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики:

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, вдумчивым аналитиком, экспериментатором.

2. Психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.

3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Какие личностные проявления несовместимы с работой психолога?

Это незрелость личности, низкая сила "эго", низкий интеллект, отсутствие эмпатии, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность.

Конечно, эти требования абсолютизированы, трудно найти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования нужно рассматривать как эталонные, которые могут служить общим ориентиром.

Психограмма профессии (психолог)

Личностные особенности, профессиональные умения психолога

Понимание, стремление понять позицию других

Дружелюбие, общительность

Способность стать лидером

Вежливость, обходительность

Руководство здравым смыслом, следование предписаниям

Жизнерадостность

Терпеливость, упорство

Большое чувство ответственности

Способность выполнять работу, полную разнообразия

Энтузиазм в трудовой деятельности

Последовательность действий

Схватывание новых идей, самостоятельность суждений

Аккуратность и последовательность в работе

Способность к планированию своего будущего

Способность к устным высказываниям

Хорошая память

Способность обучать других

Умение заботиться о больных

Умение заботиться о посторонних


Жан Пиаже
Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходя ...

Парадигмы психологии труда
Существует тенденция расширения контекстов при анализе специалистами процессов в системе «субъект-объект», перевод отношений вектора «человек-техника» в многомерное пространство «человек -техника - среда» (первоначально — среда физическая, позже — также и среда социальная, социально-психологическая), к анализу взаимодействия их основн ...

Управление общением в коллективе
Общение в коллективе – коммуникативные процессы, очень важны для успешного выполнения целей, стоящих перед коллективом, для достижения управляемости подразделения. Основными функциями коммуникативных процессов в коллективе: · информативная, передача сведений, · интерактивная (побудительная) – организация взаимодействия между членами ...