Исследовательская работа по формированию волевых качеств личности дошкольников в процессе игровой деятельности. Изучение сформированности волевых качеств у дошкольников
Страница 1

Психология » Воспитание волевых качеств в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста » Исследовательская работа по формированию волевых качеств личности дошкольников в процессе игровой деятельности. Изучение сформированности волевых качеств у дошкольников

Совершенствование волевой регуляции поведения у старших дошкольников связано с их общим интеллектуальным развитием. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. Значительная роль в психологическом развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания, а также морально-волевых качеств отводится игре. Известно, что возрастной особенностью дошкольника является общая недостаточность воли. Поэтому правильно организованная игровая деятельность ребенка способствует формированию таких волевых качеств, как ответственности, упорства, настойчивости, решительности, выдержки. Экспериментальная работа по формированию волевых качеств личности в процессе игровой деятельности была проведена с группой дошкольников детского сада "Звездочка" г. Москвы. В группе 29 человек. На первом этапе нашего исследования провели изучение волевых проявлений у детей. Дошкольникам были предложены подвижные игры. Это было сделано в целях создания условий, требующих от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха. Кроме того, эти игры выявляли доброжелательность детей в отношении со взрослыми и сверстниками. Каждая игра помогала определить, насколько развита у детей согласованность движений, действий, являющихся средством достижения игровой цели, а также волевые качества: выдержка, упорство, настойчивость. Купить модные женские женские ремни купить.

Игра "Перетягивание в парах"

Играющие делились на две команды и строились около средней линии одна команда лицом к другой. За каждой командой в двух метрах была проведена еще одна линия. Играющие крепко брались за правые руки, левая на поясе или за спиной. По сигналу участники перетягивали игроков другой команды за линию, находящуюся за спиной. Игра продолжалась до тех пор, пока все игроки не были перетянуты в ту или иную сторону.

Выигрывала команда, которая сумела перетянуть.

Анализ проводили по схеме:

1.Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым.

2. Умеет ли самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.

3.Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, воспитателю, когда хочется играть; не выкрикивать, а подождать своей очереди).

4.Какие волевые качества у ребенка сформированы:

1)ответственность –

самостоятельно ставить цель, и руководствуется ею в деятельности, достигает результата. Выполняет требования взрослого и делает все это точно.

2) упорство

– проявляет стремление достичь необходимого. Добивается успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам, превозмогая тягостные состояния.

3) настойчивость –

проявляет: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке.

4) решительность

– своевременно и, когда это нужно, быстро принимает решения и смело проводит их в жизнь. Отсутствуют излишние колебания и сомнения при борьбе мотивов. Быстро и продуманно выбирает цель и находит способы ее достижения.

5) выдержка

– проявляет способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, то есть подавлять сильные влечения, желания. В случае необходимости умеет проявлять сдержанность, внешнюю невозмутимость, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость.

6) дисциплинированность –

подчиняется ребенок общественным правилам поведения и деятельности; осознанно выполняет общественные правила поведения и деятельности;

7) самостоятельность –

умеет действовать без посторонней помощи, выполнять деятельность по своей инициативе.

Результаты исследования поместили в таблицу 1.

Фамилия и имя ребенка

Какие волевые качества сформированы у ребенка

1

2

3

4

5

6

7

1

Андреева Елена

+

+

_

+

+

+

+

2

Алексеев Дмитрий

_

+

+

_

_

+

+

3

Бабков Руслан

+

+

+

_

_

_

+

4

Белуха Ирина

_

+

+

+

_

_

+

5

Бурдинская Диана

+

_

+

_

+

_

+

6

Бурлакова Полина

_

+

+

_

_

_

_

7

Быкова Регина

_

+

+

_

_

_

_

8

Витошкина Анастасия

+

_

_

+

+

+

+

9

Гноевой Олег

+

_

+

_

+

+

+

10

Григорьев Александр

_

_

+

+

+

_

+

11

Еремеенко Валентин

+

+

+

+

+

+

_

12

Животовский Александр

_

_

_

+

_

_

+

13

Зозуля Валерий

_

+

+

_

+

+

+

14

Ивашин Станислав

+

_

+

_

+

+

_

15

Каледжян Луиза

+

_

+

+

+

+

+

16

Карапетян Диана

_

+

_

_

+

+

+

17

Лойко Анастасия

_

_

_

+

_

_

+

18

Макарова Юлия

+

+

+

_

+

_

_

19

Матяш Дмитрий

_

+

+

_

+

_

+

20

Медяник Александр

_

_

_

+

_

_

+

21

Молокаева Алина

_

_

_

+

_

_

_

22

Овчинникова Татьяна

+

_

+

+

+

+

+

23

Остапенко Денис

_

+

_

_

+

_

_

24

Плотникова Александра

_

+

_

_

+

_

_

25

Пономарева Виктория

+

+

_

_

_

+

+

26

Федоров Эльдар

_

+

_

+

_

+

_

27

Ходокова Иветта

_

_

_

+

_

_

_

28

Чигодайкина Анета

+

_

+

_

+

+

_

29

Шаповалов Евгений

+

_

_

+

+

+

_

Страницы: 1 2


Союзники: найти и уметь обходиться с ними
В рай принимают не по заслугам, а по протекции, иначе вы остались бы за порогом, а впустили бы вашу собаку. (Марк Твен) В то время как женщины еще раз исправляют свой доклад, печатают протокол последнего заседания или объясняют новому коллеге компьютерную программу, мужчины во всю устанавливают новые связи: важный деловой обед, посещен ...

Описание и анализ результатов
Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация - по количеству сделанных ошибок. Таким образом, по предоставленной методике оцениваются 2 показателя. Норма объема внимания - 850 знаков и выше, концентрация - 5 ошибок и менее. Методика используется в группе и индивидуально. Результаты испытаний представлены в ...

Тест реактивной и личностной тревожности
(Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) Назначение методики: Предлагаемый тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Оснащение и порядок работы: Инструкция к опроснику. Рабочий бланк опросн ...