Во время пубертата подростки обращают все больше внимания на свой внешний вид. Они наблюдают за изменением своего тела и колебаниями в своих переживаниях со смешанным чувством любопытства, интереса, а порою и страха.
Пытаясь интегрировать эти новые образы и чувства в нарождающуюся половую роль, они ищут для себя ролевые модели среди членов семьи, друзей, одноклассников и людей, известных благодаря средствам массовой информации.
Роль средств массовой информации в формировании половых ролей широко исследуется. Ученые считают, что наиболее проблемной областью является изображение женщин в американских телепрограммах и коммерческой рекламе и его влияние на гендерные представления юных девушек. Например, результаты исследования телевизионной рекламы за последние 20 лет показывают, что в рекламе работающие женщины изображаются реже, чем работающие мужчины, зато мужчины все чаще выступают в роли супругов и родителей. Женщин наиболее вероятно увидеть в домашней обстановке, и они чаще рекламируют продукты, используемые в домашнем хозяйстве. Довольно резкие различия касаются дикторов, читающих текст рекламы: несмотря на то, что зрители обоих полов одинаково доверяют мужчинам и женщинам, 90 % таких дикторов являются мужчинами.
Подростки, которые подолгу смотрят телевизор, имеют более стереотипные установки по поводу половых ролей, чем подростки, проводящие меньше времени у телевизора. В течение многих лет количество мужских персонажей постоянно превосходит количество женских персонажей в отношении 3: 1 во взрослых телепрограммах и в отношении 5: 1 в программах для детей. По сравнению с мужскими женские телеперсонажи стареют быстрее и выступают, главным образом, в романтических ролях. Лишь немногие телегероини успешно сочетают замужество и профессиональную деятельность; работающие женские персонажи часто имеют профессии, связанные с низким статусом.
Ценностные ориентации личности являются генетически производными от ценностей социальных групп. Выбор и присвоение индивидом социальных ценностей опосредуется ценностями референтных для него групп. В этот период они подражают взрослым: учителям, родителям, знаменитостям. Это относится и к выбору профессии.
Подростки к выбору профессии относятся избирательно. Они не соотносят свои мечты с практической деятельностью. Это возраст фантазий. Подростки представляют себя путешественниками, банкирами, известными личностями (актерами, спортсменами). Мальчики преимущественно ориентируются на мужественные профессии, девочки-подростки представляют себя моделями, певицами. Ориентация на романтические профессии происходит под влиянием средств массовой информации На этом этапе психического развития дети еще не соотносят свои личностные данные с требованиями выбранной профессии, но все больше внимания обращают на реальные обстоятельства.
Профессиональная мотивация идет с разных точек зрения: с интересов, способностей и системы ценностей.
Рассматривая мотивацию выбора будущей профессии с точки зрения системы ценностей, следует отметить, что на профессиональное самоопределение подростков в значительной степени влияют как материальное положение семьи, так и уровень образования членов семьи.
Семья, как правило, заинтересована в профессиональном определении своих детей. Это проявляется в беседах о проблемах работы, ее престижность (с точки зрения родителей). На выбор будущей профессии подростков влияет сам характер взаимоотношений в семье. Авторитарные родители могут не обращать внимание на интересы и способности своих детей. Они сами определяют, что, по их мнению, необходимо их ребенку, с какими профессиональными умениями ему будет легче жить в современном мире. И следует отметить, что многие дети добровольно принимают такое решение родителей. Иногда родители выбирают детям ту профессию, которую они сами не смогли получить. Авторитарные родители могут принижать способности подростка, устанавливая границу между его стремлениями.
В таких ситуациях одни дети могут активно выразить свой протест, другие молча принимают указания родителей. Только социально зрелая личность может сознательно сделать свой сознательный выбор. Социальную зрелость связывают с усвоением человека системы ценностей, норм, установок.
Итак, система ценностных ориентаций составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, основу жизненной концепции и стиля жизни каждого социального слоя и, в свою очередь, влияет на социализацию принадлежащей к нему молодежи.
Психологи советуют
Если вы почувствовали в себе влечение к кражам, будьте благоразумны, немедленно обращайтесь к психиатру, ведь клептомания - очень серьезное психическое заболевание. И ваше болезненное увлечение, если его не лечить, может привести на тюремные нары или в специализированную психбольницу на принудительное лечение.
Постарайтесь направить эн ...
Теории лидерства.
Теории лидерства разнообразны, среди них можно выделить подход с опорой на личные качества человека:
· поведенческий,
· ситуационный подходы. ...
Особенности развития эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха
Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушениями слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывает ...