Тесты проективного типа: 1) предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуального развития испытуемых, и в этом заключается их основной недостаток; 2) требуют при их применении высокой профессиональной квалификации психолога и большого опыта работы.
По охвату сторон психики:
1) Тест интеллекта для выявления умственного потенциала индивида.
2) Тест специальных способностей для оценки обучаемости индивида в овладении знаниями, умениями, навыками. Тесты, входящие в эту категорию, позволяют оценивать уровень развития технических, музыкальных, спортивных и др. специальных способностей.
3) Тесты достижений для оценки уровня овладения учебными знаниями, навыками.
4) Тесты личности для измерения установок, ценностей, эмоциональных, мотивационных и межличностных свойств, типичных форм поведения.
5) Тесты проектирования для целостного изучения личности, а не выявления её отдельных черт.
По степени организации:
1) Вербальные и невербальные.
Вербальные – тесты, связанные с необходимостью произведения умственных действий – словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и др.
Невербальные – связанные с практическим манипулированием предметами – карточками, блоками, деталями.
2) Индивидуальные и коллективные.
По ведущей ориентации:
1) Тесты скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено на столько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное время (кольца Ландольта, Бурдона, «Шифровка» из набора Векслера).
2) Тесты мощности или результативности, включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано. Оценке подлежит успешность и способ решения задачи.
3) Смешанные тесты, которые объединяют в себе черты двух вышеперечисленных. В таких тестах представленные задачи различного уровня сложности: от самых простых до очень сложных. Время испытания в данном случае ограничено, но достаточное для решения предлагаемых задач большинством обследуемых. Оценкой в данном случае служат как скорость выполнения заданий, так и правильность решений. Эти тесты наиболее часто применяются на практике.
По форме ответа:
1) устные;
2) письменные;
3) с применением ЭВМ.
4) Популярность метода тестов объясняется следующими главными его достоинствами:
Стандартизация условий и результатов;
Оперативность и экономичность;
Количественный дифференцированный характер оценки;
Оптимальная трудность;
Возможность компьютеризации.
Недостатки тестирования:
Опасность “слепых” (автоматических) ошибок;
Опасность профанации;
Потеря индивидуального подхода;
Отсутствие доверительной обстановки.
Представления о взаимодействии и функциях конфликта в генетической
психологии
Генетическая теория Ж. Пиаже весьма близко подходит к описанию конфликтных механизмов развития, но не описывает их прямо, т.е. не представляет как собственно конфликтные. Эти два обстоятельства, как нам кажется, являются существенными. Первое обстоятельство связано с методом исследования, введенным Пиаже во время работы в Институте Ж. ...
Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного
возраста сказок
В психологии и педагогике сказка традиционно считается одной из форм организации детского опыта. Существование скрытого за незатейливым на первый взгляд сказочным повествованием психодиагностического, развивающего, психокоррекционного, психотерапевтического потенциала сказки давно осознано в психологии.
Анализ литературных источников п ...
Как вы относитесь к деньгам?
Деньги на протяжении всей человеческой истории были причиной войн, священные писания обвиняли их в развращении человеческой души, и так или иначе большинство преступлений совершается именно из-за них. Деньги — сильнейший стимул. И многие люди не могут устоять перед искушением их заполучить.
Независимо от нашего экономического положения ...