Особенности формирования морально-волевых качеств при занятиях физической культурой и спортом детей подросткового возраста. Нравственно-волевые качества в структуре личности подростков
Страница 2

Психология » Формирование морально-волевых качеств при занятиях физической культурой и спортом детей подросткового возраста » Особенности формирования морально-волевых качеств при занятиях физической культурой и спортом детей подросткового возраста. Нравственно-волевые качества в структуре личности подростков

Анализируя структуру психологического феномена – морально-волевое качество, можно выделить «практическое» «поведенческое» начало, т.е. волю, и начало «теоретическое», складывающееся из рационального и эмоционального компонентов. В основе «теоретического отношения» лежат мысли, чувства человека, поэтому содержание нравственно-волевого качества есть единство «теоретического» и «практического» поступка, т.е., само нравственно-волевое качество выступает как единство «теоретического» и «практического» действия.

Рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты морально-волевого качества личности находятся в наиболее эффективном с поведенческой точки зрения единстве в той форме мотивации, которая получила название установки. Социальная установка содержит в себе три взаимосвязанных компонента:

– когнитивный (познавательный) – определенные представления и мнения об объекте;

– аффективный (эмоциональный) – положительные или отрицательные чувства к объекту;

– поведенческий – готовность к определенному образу действий в отношении объекта.

Они все являются компонентами субъективной стороны установки, в роли которой в данной теории выступают морально-волевые качества. Волевые качества – это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Как уже говорилось, воля – это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними. Чаще всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.

Для подростка воля (и как черта другого человека, сверстника или взрослого, и как желаемая собственная черта) стоит на одном из первых мест. Люди, обладающие волевыми качествами, становятся для подростка идеалом, на который он хотел бы походить и которому старается подражать. Именно такой высокой оценкой подростками волевых свойств личности и объясняется то, что ребята в качестве перспективы самовоспитания чаще всего выдвигают задачу воспитания воли.

Однако как раз про подростков принято говорить, что у них слабая воля, более слабая, чем у детей других школьных возрастов. Подростки недостаточно организованны, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным, казалось бы, требованиям и правилам поведения. Правда, это больше относится к младшим подросткам, но и среди старших немало таких. Не меняет дела и акселерация. Напротив, при ускоренном физическом и в некоторой степени психическом развитии особенно бросается в глаза отсутствие волевых качеств.

Безусловно, развитие воли по мере взросления ребенка не идет вспять. И уровень развития воли у подростка сам по себе не становится ниже. Просто подростки живут и действуют в более сложной социальной ситуации, требующей от них более высоких форм саморегуляции, в том числе и более сложных проявлений волевого поведения, к чему они не всегда готовы.

В подростковом возрасте и учебная деятельность ребенка, и положение его среди окружающих существенно меняются. Учение (как и все другие виды деятельности, в том числе общественная и трудовая) становится более сложным, требующим значительно больших усилий, большей самостоятельности и ответственности. Отношение взрослых к подростку также меняется: они ждут от подростка более зрелого, более «взрослого» поведения, предполагающего проявление волевых качеств личности. И это понятно: ведь подросток становится и более разумным, и более сильным, и более развитым физически.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рекомендации.
Исходя из полученных в ходе нашего исследования данных, можно мы предлагаем следующие рекомендации: Довести до сведения преподавателей полученные результаты. Провести беседу относительно выявленных различий. При чтении курсов «социальная психология» и «психология труда» обратить особое внимание на значение этих теоретических дисциплин ...

Гуманистическая теория личности
В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, "клиническое" (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, "мотивационного", направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на не ...

Введение в тему
Основные задачи этапа: совершенствование у ребенка способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям; помощь в развитии ролевых способностей; помощь в развитии воли и коммуникативных навыков; формирование качеств отношения психологической защиты по отношению к негативным ситуациям. ...