Особенности формирования морально-волевых качеств при занятиях физической культурой и спортом детей подросткового возраста. Нравственно-волевые качества в структуре личности подростков
Страница 4

Психология » Формирование морально-волевых качеств при занятиях физической культурой и спортом детей подросткового возраста » Особенности формирования морально-волевых качеств при занятиях физической культурой и спортом детей подросткового возраста. Нравственно-волевые качества в структуре личности подростков

Дело в том, что у подростков очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счет поведения необходимого, требуемого. Скажем, надо сделать выбор: сесть за приготовление уроков или продолжать компьютерную игру. И подросток незаметно для себя начинает подыскивать аргументы в пользу игры (дискету надо отдавать, по физике завтра, наверное, не спросят). Словом, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, мешают принять разумное решение.

Как правило, подростки не умеют предвидеть те последствия своего поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния. Откладывая «на потом» выполнение неинтересного дела (приготовление уроков, уборку комнаты) и точно рассчитав по времени, что он успеет это сделать позже, подросток тем не менее не учитывает, что потом у него будет еще меньше желания работать, что он устанет или захочет спать.

Часто подросток бывает, намерен поступить, так или иначе, под влиянием владеющего им в данный момент чувства. Например, под влиянием товарищей или минутного сильного впечатления (телевизионной передачи, скажем) подросток принимает решение систематически делать зарядку. Но постепенно эмоция ослабевает, и у подростка, предоставленного самому себе, намерение остается невыполненным. Вот почему так важно поддерживать намерения подростка, вместо того чтобы упрекать его в недостаточной силе воли.

Точно так же добрые намерения могут оказаться невыполненными потому, что силы свои подросток рассчитать не может. Вот он решает добиться хороших отметок по какому-то школьному предмету; быстро это сделать не удается и его намерение ослабевает. Задача взрослого – помочь ему правильно рассчитать свои силы, распределить время.

Огромное значение имеет формирование таких качеств личности подростка, как чувство долга, ответственности, привычка к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов. Очень ценно, чтобы перед подростком уже возникала проблема самоопределения, то есть постепенно складывалось представление о его будущем месте в жизни, устойчивый интерес к какой-либо профессии или какому-либо виду деятельности. Это залог организованности поведения, умения достичь поставленных целей.

Формирование чувства долга, ответственности и вообще всех нравственных чувств начинается очень рано, и в подростковом возрасте эти чувства могут достигать уже достаточно высокого уровня. Но если это не сопровождается выработкой соответствующих нравственных привычек, может выйти так, что, несмотря на все усилия, подросток не может противостоять соблазну поступать так, как ему в данную минуту хочется. Он ведет себя наперекор своим нравственным чувствам, и это заставляет его переживать недовольство самим собой, раскаяние и даже приводит к снижению самооценки. Вот почему так важно обратить внимание на выработку именно привычек нравственного поведения.

Часто подростки понимают задачу воспитать у себя сильную волю довольно своеобразно. Они как бы не замечают проявлений воли в повседневной жизни, не хотят признать, что и усидчивая работа, и постоянное прилежание также требует воли. Они видят проявление воли преимущественно в героических поступках, совершаемых в каких-то исключительных обстоятельствах. Стремясь воспитать в себе «настоящую» волю, подростки берут как образец героические поступки. И сами упражняются в каких-то поступках, совершаемых в экстремальных условиях. Один рассказывал, что каждый день сидит в жгучей крапиве, «как в засаде», другой несколько раз ночью ходил на кладбище, третий спит на голых досках.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Методы математико-статистической обработки данных
На заключительном этапе исследования нами был проведен сравнительный анализ результатов полученных по контрольной и экспериментальной группе, при помощи математико-статистического метода t-критерий Стьюдента. Наиболее часто t-критерии применяются для проверки равенства средних значений в двух выборках. Все разновидности критерия Стьюде ...

Форма завершения занятия. Обсуждение основных моментов тренинга.
Тренер подводит итог проведённой работе. Упоминает основные упражнения, успешно решённые задачи, отработанные навыки. Далее он просит каждого участника по кругу высказать собственное мнение о тренинге: наиболее запомнившиеся задания, наиболее эффективные, на его взгляд, упражнения, впечатления. Завершающее упражнение. “Аплодисменты по ...

Техники руководства, которые принесут Вам успех
Управлять - значит приводить к успеху других! Обратим внимание на следующие нюансы, которые могут возникнуть в Вашей работе. Во-первых, женщины-руководители часто беспокоятся о гармоничности отношений со своими сотрудниками. Они достаточно много общаются, но все же многие вопросы остаются невыясненными: правильно ли руководитель выбрал ...