Согласно предложенной Дж. Локком метафоре, разум новорожденного чист, как белая бумага, и только с помощью опыта разум приобретает все свое содержание («идеи»). Ч. Дарвин придал современную форму аргументам защитников природы в полемике о роли природы и воспитания в развитии человека, твердо указав место человеческого разума в координатах биологической эволюции. Дарвин ясно показал, что человеческое поведение и поведение других биологических видов имеет общее происхождение, и что поведенческие – как и физические – характеристики являются объектом основного эволюционного механизма наследственной изменчивости, по результатам действия которого происходит естественный отбор вариантов, наиболее успешно приспособленных к среде обитания.
Большую роль сыграли психологи Льюис М. Тёрмен и Роберт М. Йеркс, чьи собственные убеждения в целом были ближе к взглядам тех, кто признавал ведущую роль природы в интеллектуальном развитии.
У. Мак-Дугалл, также считавший природу более важным фактором, разработал теорию развития, основанного на инстинктах. Но теория инстинктов Мак-Дугалла была решительно отвергнута в радикальном бихевиоризме психолога Дж. Уотсона.
Период между 20–50-ми гг. XX в. отмечен постепенным снижением остроты полемики о роли природы и воспитания, хотя среди психологов она никогда не прекращалась полностью. Одновременно в США и в Европе шло активное накопление данных эмпирических исследований моно- и дизиготных близнецов, семей с приемными и родными детьми, сирот и т.д. Эти исследования, спланированные таким образом, чтобы с известной долей вероятности раздельно оценить влияние генетических и средовых факторов, были нацелены преим. на изучение индивидуальной вариации умственной способности, в частности IQ, но часть из них затрагивала и др. психол. черты.
Наивысшим достижением этого периода остаются итоговые оценки относительной важности генетических и средовых воздействий, т. н. коэффициенты наследуемости. Для таких оценок редко использовались адекватные выборки, а методы измерения психологических качеств все еще оставляют желать лучшего. Поэтому получаемые коэффициенты наследуемости существенно варьируют от одного исследования к другому, даже если эти исследования проводятся на сходных популяциях, оставляя возможности для продолжения полемики о роли природы и воспитания в развитии, по крайней мере, в количественном смысле.
В 1969 г. Дженсен, сопоставив результаты различных исследований, пришел к выводу, что примерно 80% всех индивидуальных различий в IQ – генетического происхождения, и занял откровенно «прогенетическую» позицию. Затем в 1975 г. Эдвард О. Уилсон, опираясь на популяционную генетику, дал в рамках своей теории социобиологии новое обоснование идеи о том, что биологические инстинкты могут играть центральную роль в человеческих отношениях.
Несмотря на то, что сторонники разных взглядов на роль природы и воспитания в развитии до сих пор ведут активную полемику, нельзя сказать, что в этом направлении нет никакого прогресса. Современные концепции биологической эволюции, даже если они ведут свое происхождение от Дарвина, носят более сложный, дифференцированный и мат. характер, и к тому же включают в себя знач. больше адекватных сведений из генетики. Теперь сторонники разных точек зрения на соотношение наследственности и среды в развитии, отстаивая свои предубеждения, вынуждены считаться со значительно большим количеством доказанных фактов.
Основные
подходы к определению понятия "профессионально важные качества личности"
Деловые или профессиональные качества человека противопоставлены личным или личностным качествам. Традиционно считается, что профессиональные качества работника – это качества, отличающие его от представителей других профессий. Однако это устаревший взгляд на вещи. Прежде всего, профессиональные качества личности – это то, что выделяет ...
Психологический портрет наркозависимого человека
Ряд ученых выделяют определенные черты личности человека, который склонен к наркозависимости. Основными чертами потенциального наркомана были определены следующие:
· Ранимость, обидчивость.
· Низкая способность к принятию, осознанию и выражению своих чувств, безуспешные попытки их контролировать и отказ принять себя таким, как он есть ...
Кляксография
научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение
Приложение
Итоговое ...