Анализ информационных связей и симплекс-модели

Для оценки возможностей рассмотренного выше подхода, результаты его применения далее сопоставляются с аналогичными данными, полученными с помощью традиционного, крнфирматорного (или проверочного) факторного анализа. Конфирматорный факторный анализ обеспечил выявление факторов, определяющих структуру общего интеллекта, и исследование динамики ее изменения со временем.

На данном этапе авторы обозначают исследованную выборку: она состояла из 34 пар монозиготных (МЗ) и 28 пар дизиготных (ДЗ) близнецов, которые проходили тестирование в возрасте 6 и 14 лет. Выборка состояла из добровольцев, числящихся в городской популяционной базе близнецов, собранной лабораторией возрастной психогенетики Психологического института Российской академии образования. Все дети были воспитаны в русскоязычных семьях, принадлежащих преимущественно к среднему классу. Все наблюдавшиеся пары близнецов – однополые. Анализировались только те из них, чья зиготность была точно установлена по диагностическому опроснику.

Мы считаем, что однополость пар – существенный плюс исследования. Таким образом отрицается возможность влияния на результаты генов, сцепленных с полом. Или, доказано, например, что мамы с младенцами-девочками общаются больше, чем с мальчиками, поэтому сначала девочки опережают мальчиков в уровне развития вербального интеллекта. Затем эта разница уменьшается.

Авторы работы описывают зависимые и независимые переменные: в качестве наблюдаемых переменных использовались показатели интеллекта, а в качестве латентных факторов – величины, обусловленные аддитивными генетическими эффектами (различия между гомозиготами), а также влиянием общей и индивидуальной сред.

Эффекты воздействия факторов оценивались на базе симплекс-модели, наглядно представленной в виде путевой диаграммы.

После анализа полной модели из неё последовательно исключались компоненты G и С – генетические влияния и влияния общей среды. Исключение G дает модель, в которой все сходство между близнецами можно отнести за счет общей среды. Исключение С предполагает, что все внутри-парное сходство обусловлено наследственностью.

На следующем этапе анализа последовательно оценивалось, можно ли исключить из модели новые генетические и средовые влияния в 14 лет и можно ли предполагать полную независимость генетических и средовых переменных разном возрасте.

Факторный анализ показал, что большая часть дисперсии исследуемого показателя в 14-летнем возрасте обусловлена новыми влияниями: инновации составляют 61%, а влияния, определявшие общий интеллект в 6 лет – 39% (при этом генетическая составляющая этой дисперсии является новой на 35%, а составляющая общей среды – на 100%).

Результаты исследования были обобщены в таблицу:


Особенности дошкольного возраста и роль сказки в формировании личности дошкольника. Общая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Известно, что дошкольное детство определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий м ...

Социальная природа ролевой игры дошкольника
Согласно взглядам большинства зарубежных психологов детская игра – это выстраивание своего собственного, отдельного от взрослых детского мира. Так, с позиции психоанализа, детская игра является одним из механизмов выхода запрещенных влечений. Примитивная детская игра и высшие проявления человеческого духа (наука, культура, искусство) – ...

Результаты исследования
Анализ данных, полученных в начале учебного года по тесту М. Рокича (см. Таблицу 1) выявил определенные гендерные различия в определении жизненных ценностей подростков. Девочками первые места были отведены таким ценностям как «счастливая семейная жизнь (4,55), «интересная работа» (4,35), «любовь» (4,26). Лидирующее положение занимают ...