Исследование социометрического статуса в педагогическом коллективе

Психология » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат » Исследование социометрического статуса в педагогическом коллективе

Опишем результаты, полученные нами в ходе диагностического исследования по социометрическому статусу среди исследуемой группы. В результате эксперимента были получены следующие данные, которые наглядно изображены на рисунке 12, количественные показатели индивидуальных выборов представлены в Приложении 10.

Примечание:

выбор

взаимный выбор

Рис. 12. Социограмма выборов среди испытуемых

По социограмме видно, что система социометрических отношений среди испытуемых имеет достаточно обширный характер на всех уровнях, т.к. связь выборов распределена по всем выделяемым группам. На основании данных определим статусное положение каждого из испытуемых педагогического коллектива по условным статусным категориям:

1) «Лидеры» (от 6 до 14 выборов) – это испытуемые №3 и 10;

2) «Предпочитаемые» (от 4 до 5 выборов) – испытуемые под №1, 4, 5, 6, 11, 18, 23 и 25;

3) «Принятые» (от 1 до 3 выборов) – испытуемые под №2, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 19, 20, 21 и 22.

4) «Изолированные» (о выборов) – отсутствуют.

Исходя из подсчетов полученных данных, мы определили уровень взаимоотношений в исследуемой группе, из статистических подсчетов следует, что в данном педагогическом коллективе высокий уровень взаимодействия.

При этом эмоциональное благополучие или самочувствие индивидуума в системе личностных взаимоотношений зависит от числа взаимных выборов сделанных в эксперименте. Так, по подсчетам общих показателей, мы можем говорить также и об эмоциональном благополучии и о хорошем проценте взаимности.

Но стоит также отметить, что при выборе соответствующего партнера в профессиональном предпочтении, чаще выбирали испытуемых под №3, 4, 10 и 23. При выборе же личного предпочтения, чаще выбирали испытуемых под №3, 6, 11, 18 и 25. Подобное объясняется, тем, что в данном коллективе существуют формальные и неформальные лидеры.

Выводы по методике:

обобщая полученные данные, мы можем утверждать, что в данном педагогическом коллективе имеется два явных лидера (испытуемые №3 и 10), которые образуют три различные микрогруппы и входят, как формальные группы, так и неформальные.

В целом отношения в группе характеризуются, как благополучные, как по эмоциональному, так и по общему характеру.


“Дар убеждения”
Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи; знакомство со способами убеждения в различных культурах. Инструкция: вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участн ...

Исследование уровня эмоционально выгорания в педагогическом коллективе
Следующим нашим шагом было определение уровня эмоционального выгорания и особенностей эмоциональной сферы в педагогическом коллективе. Нами были получены следующие данные, которые представлены в диаграмме (рисунок 17), индивидуальные показатели данных отображены в Приложении 14. Рис. 17. Показатели уровня эмоционального выгорания сре ...

Вывод
В ходе изучения литературы и написания контрольной работы было выявлено, что воспитание нравственных навыков – важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окру ...