Введение
Страница 1

Проблема исследования

В современном обществе у людей перегружены зрительные и слуховые анализаторы. 90% информации человек получает глазами, 8% ушами и всего 2% – носом. Однако запахи оказывают сильнейшее, часто подсознательное, воздействие на человека - на его настроение, на уверенность в себе, на ощущение своего собственного тела и на то, как его воспринимают другие люди. Запахи стимулируют активность, провоцируют недомогание, угнетают, помогают бороться с депрессией, пробуждают в человеке воспоминания, рождают ассоциации, формируют восприятие реальности, придают жизни вкус. Достаточно одного приятного запаха, чтобы расслабиться, или, напротив, активизировать работу головного мозга и улучшить настроение. Аромат является тем инструментом, который способен самым активным образом стимулировать как положительные, так и отрицательные эмоции и чувства. Запах мяты, например, пробуждает, а запах ландыша расслабляет. Кроме того, некоторые основные эмоции непосредственно связаны с запахом.

Актуальность темы исследования

Применение пахучих веществ — новая отрасль, еще неисследованная. И потому использование запаховых технологий, особенно для управления поведением человека, требует серьезного внимания. Идея о том, что обоняние и эмоции тесно связаны, и что обоняние – «наиболее эмоциональное» человеческое чувство, часто обсуждаются в научной литературе. Однако лишь небольшое число научных исследований посвящено этой проблеме. Роль запахов как стимулов, воздействующих на эмоции человека, практически не исследована в психологии эмоций. Известно, что обонятельная система анатомически тесно связана с мозгом, и обоняние является одним из самых древних видов чувствительности. Поэтому представляется оправданным использование обонятельной стимуляции для исследования эмоциональной сферы. На западе исследования в данной области получили более широкой распространение, чем в России. Было бы неправильно утверждать, что в нашей стране они не проводились вообще, но они имели узкую направленность и были закрыты для широкого доступа общественности. В то же время наработанные западом схемы решения подобных задач не соответствуют в полной мере условиям жизни российского общества. В данной работе использованы материалы как зарубежных, так и российских исследователей в области аромакологии и психологии человека. Сделана попытка изучить влияние запахов на эмоциональное состояние в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности.

Объект: Ольфакторное воздействие как способ регуляции психического состояния.

Предмет: Опосредующее влияние гендера и перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха.

Цель: Исследование влияния гендера и доминирующей перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха.

Гипотеза: Перцептивная модальность не влияет, а гендер влияет на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха: цитрусовые ароматы (лимон, кардамон, апельсин) повышают настроение, бодрят, тонизируют; цветочные ароматы (кедр, лаванда) расслабляют, успокаивают; шипровые (табак, мох) ухудшают самочувствие, настроение, провоцируют общее недомогание и слабость.

Задачи исследования:

1. На основе анализа научной литературы изучить подходы к исследованию эмоциональных состояний; запаха как фактора, влияющего на изменение психического состояния; ольфакторной системы; гендерных ролей.

2. Определить доминирующую перцептивную модальность испытуемых;

3. Определить гендер испытуемых;

4. Изучить воздействие запахов разных классов на изменение глубины и знака психического состояния;

5. Оценить изменение глубины и знака психического состояния у испытуемых с разными доминирующими перцептивными модальностями и гендерами под воздействием запахов разных классов.

Методы исследования

1. Наблюдение;

2. Эксперимент.

В частности были использованы следующие методики:

1. Методика САН;

2. «Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина;

3. Методика «Психосемантический дифференциал»;

4. Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В); шкала 15 «феминность – маскулинность»;

5. Методика «Диагностика доминирующей перцептивной модальности» С. Ефремцевой.

Выборка исследования

24 юноши и 24 девушки 16 – 17 лет, учащиеся 11-х классов средней общеобразовательной школы.

Материалы исследования

144 блоттера; 48 бланков методик; 3 смеси запахов исследуемых классов, концентрированных в жидком виде на масляной основе (что предполагает наибольшую интенсивность запаха): цитрусовые (лимон, кардамон, апельсин); цветочные (кедр, лаванда); шипровые (табак, мох); 3 пипетки.

Страницы: 1 2


Определение уровня зрительных ощущений у детей средней группы ДОУ
Для определения уровня зрительных ощущений нами была проведена диагностическая работа. Были отобраны 10 детей старшей группы. Диагностическая работа проводилась в индивидуальной форме. Для определения уровня зрительных ощущений были проведены следующие эксперименты: 1. Ребенку по очереди показывали кружки (красный, зеленый, синий, го ...

Карьерный взлет
Фактический руководитель обычно помалкивает. Большинство женщин успешно справляются со своими обязанностями руководителя. Как ни странно, многие чувствуют себя действительно на своем месте. Конечно, их радует должность, которой они по праву гордятся. Между тем часто возникает вопрос: правильно ли я делаю то, что делаю? Есть повод задум ...

Завершение темы
Задача – помочь детям увидеть изменения в своем поведении при общении с окружающими его людьми и, по возможности, постараться их объяснить. Иногда на этом этапе требуется провести специальные упражнения на релаксацию, основанные, например, на чередовании сложной ситуации общения и приятной расслабляющей беседы. Сила «Я» предполагает а ...