Введение
Страница 2

Разработанность проблемы

В ХХ веке американский психиатр Алан Хирш разработал эссенцию для распыления в магазинах, благодаря которой количество покупок в «опыленных» отделах выросло в разы.

Профессор П. Ровести в ХХ веке доказал, что депрессию и беспокойство можно вылечить при помощи ингаляций определённых растений. Он полагал, что запахи помогают высвобождению подавленных эмоций и воспоминаний, ставших причиной заболевания.

В 20-е годы итальянские учёные под руководством Р. Кайло и Дж. Гари показали эффективное воздействие на нервную систему ароматических растений. Они предложили эффективные способы лечения депрессии и истерии эфирными маслами.

В 30-е годы русский врач А.А. Кюнцель рекомендовал применение ароматических ванн с сосной и валерианой при неврозах.

Доктор А.С. Залманов полагал, что скипидарные ванны помимо действия на соматические патологии, регулируют тонус нервной системы и могут применяться при неврозах.

М. Маури описала психологические эффекты воздействия ароматических растений, отмечая действие не только на физический, но и эмоциональный и ментальный уровень человека.

В 1756 году Карл Линней предложил первую классификацию запахов. В последствии были предложены другие классификации, в том числе Х. Цваардеиакером, Х. Хеннингом, Крокером и Хендерсоном.

Психологи Петер Аартс и Й. Стефан Эллинек занимаются изучением подсознательного воздействия запахов на чувства, суждения и поведение человека. Они называют этот феномен «имплицитной обонятельной памятью». Выводы этих психологов подтверждают предположение о том, что аромат — это тот фактор, который руководит действиями потребителя в момент выбора, покупки или использования товара.

Г. Лавренова систематизировала современные классификации запахов, которые ежегодно дополняются и преобразуются и составляют основу классификации парфюмерных ароматов.

Теоретические и методологические основы исследования

В изучении эмоций и эмоциональных состояний мы опирались на теории А. Левинсона, К. Е. Изарда, Х. Цваардемакера.

В изучении запаха как фактора, влияющего на изменение эмоционального состояния, мы опирались на теории С. Л. Рубинштейна, Р. Х. Райта, Г. Лавреновой.

В изучении гендера мы опирались на теории И. С. Кона, Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова.

Практическая значимость

На сегодняшний день развиты мощные отрасли промышленности — парфюмерии и косметики, табачных изделий, напитков. Запах в продажах отвечает за формирование «импульса покупки». Благодаря ароматизации воздуха можно увеличить объем продаж магазина на 10-15%. Западные маркетологи доказали, что 70-80% людей по запаху судят о таких качествах, как свежесть, изысканность и даже мощность, следовательно, покупатель зачастую, не отдавая себе отчета, делает выбор с помощью носа, а не разума. Каждый человек по-разному откликается на запах: его физиологическое состояние в этот момент может быть разным. Отслеживая состояние человека, можно менять силу и качество запахового воздействия. Таким образом, результаты исследования могут быть использованы в медицине, маркетинге, образовании и других областях жизнедеятельности человека.

Теоретическая значимость

Исследование вносит некоторый вклад в развитие представлений о влиянии запахов разных классов на изменение психичекого состояния, о влиянии на данный процесс гендера и доминирующей перцептивной модальности. Результаты могут быть полезны в таких сферах жизнедеятельности, как здравоохранение (например, изучая влияние некоторых пахучих веществ на уровень реактивной тревожности пациента), образовании (например, изучая влияние некоторых пахучих веществ на процесс запоминания учебного материала), маркетинга (например, изучая применение пахучих веществ в магазинах для увеличения продаж) и других.

Апробация результатов

Результаты исследования были представлены на научной конференции специализации «экономическая психология» в апреле 2010 года и оценены членами комиссии, коллегами и гостями как интересные, важные для науки и имеющие практическую значимость.

Страницы: 1 2 


Результаты исследования по методике "Карта оценки удовлетворенности работой" (автор В. Смирнова)
Таблица 2.27 Удовлетворенность сотрудников профессиональной деятельностью (методика "Карта оценки удовлетворенности работой"). Аспект работы Специалисты Рабочие 1. Организация и условия труда 3,4 4,1 2. Содержание труда (выполняемая работа) 3,7 3,6 3. Степень вашего участия в принятии решен ...

Предпосылки развития личности в младенческом возрасте
В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и оп ...

Власть - это ценный козырь
Нет между людьми закона более нравственного, чем закон власти и подчинения. (Томас Карлейль) Мужчинами, как правило, власть всегда воспринимается положительно. Независимо от того, идет ли речь о политике или экономике, им всегда есть что сказать. Обладать властью для них означает возможность говорить решающее слово, принимать решения и ...