Теоретические аспекты исследования эмоциональной регуляции поведения и деятельности. Общая характеристика эмоций и эмоционального состояния
Страница 3

Психология » Влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха » Теоретические аспекты исследования эмоциональной регуляции поведения и деятельности. Общая характеристика эмоций и эмоционального состояния

Исследователи мозга обнаружили особые нервные структуры в области подкорки (в гипоталамусе), являющиеся центрами страдания и удовольствия, агрессии и успокоения.

Эмоции сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов, кожные реакции. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения, угнетение работы внутренних органов, изменение кровяного давления и мышечной активности. В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на многократное увеличение физических усилий.

Факторы, влияющие на изменение эмоционального состояния

В структуре деятельности можно выделить базовые эмоции, определяющие цели и стратегические направления жизнедеятельности индивида, и производные от них операциональные эмоции, характеризующие его отношение к различным условиям деятельности, реальным достижениям. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные эмоции, а что препятствует, - отрицательные.

Все эмоции выстраиваются по вектору биологической или социальной значимости различных явлений для данного индивида.

Различные ощущения (запахи, цвета, звуки ит. д.) являются для человека приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения – отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта. Человеку приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов. К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение – идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежущим по стеклу металлическим предметом)/

Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству, что позволяет уже при первой встрече с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, затем включаются в различные восприятия и представления. Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации.

Эмоциональный отклик – оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. Он определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Один из видов эмоционального отклика – синтония – сопереживание эмоциональному состоянию других людей – важнейшее социальное качество человека. Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания. Люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта или пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к эмоциональному отклику/

Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинено всем закономерностям формирования условного рефлекса. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, обобщенность и перенос чувств – одна из таких закономерностей. Другая закономерность – притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям. Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям. Притупление отрицательных чувств опасно, так как они сигнализируют о неблагоприятной обстановке и побуждают к ее изменению. Чувства, возникающие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием/

К классу эмоциональных явлений также принято относить психоэмоциональное напряжение, которое является формой представленности в сознании человека личностного смысла происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворенности его потребностей. По своему субъективному качеству психоэмоциональное напряжение и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, являются отрицательными эмоциональными переживаниями. К ним можно отнести такие модальности эмоций, как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, страх, дискомфорт и другие. Неблагоприятные эмоциональные состояния через изменение нейрогуморальной регуляции могут воздействовать на физиологические процессы в организме человека и способствовать развитию многих хронических заболеваний. Таким образом, под термином «психоэмоциональное напряжение» понимаются разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт, стресс, тревога, депрессия и другие. На развитие психоэмоционального напряжения могут влиять условия жизни людей, социально – демографические показатели, личностные особенности, отношения в семье, на работе, бытовые проблемы, способы проведения досуга, привычки, влияющие на здоровье.

Страницы: 1 2 3 


Онтологии и функции конфликта в ситуации учения-обучения. Конфликтный аспект взаимодействий в ситуации учения-обучения
Разрешение противоречий различного содержания происходит в актах деятельности, коммуникации и мышления и представляет из себя сложный, неоднозначный и как правило, непредсказуемый процесс. Акты действия, коммуникации и мышления, прежде чем совершиться, предполагают ситуации, из которых они вытекают и которыми определяются. Ситуации, в с ...

Формы проявления воображения дошкольника
Истоки воображение ребенка, как и других психических процессов, нужно искать во взаимоотношении ребенка со взрослым. Н.Н. Палагина, проанализировав приемы народной педагогики, выявила, что многие из этих приемов широко используют включение ребенка в воображаемый контекст. В народных потешках звуками, словами и движениями создает воображ ...

Исследование по определению общей направленности личности
Исходя из освещаемых эмпирических задач данного исследования, следующим нашим шагом стала диагностика по определению направленности личности, для этих целей мы использовали разработанную методику Б. Басса. В ходе диагностики мы получили данные, которые наглядно представлены в таблице 6 и на рисунке 13, индивидуальные показатели изображе ...