Этнические диспозиции
Страница 1

Этническое в личности - целостная система отношений и установок, выработанная в процессе исторического развития этнической общности и проявляющаяся, актуализирующаяся в данное историческое время, в данной этносоциальной среде. Этническая установка призвана регулировать способ социального существования (бытия) человека, поскольку этническая общность является одним из видов социальных общностей. Любая социальная установка включает в себя три основных компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий, представляя собой целостную систему.

В.А. Ядов в своей диспозиционной концепции вводит понятие "диспозиционная структура личности", понимая диспозицию как продукт столкновения потребности и ситуации (условий деятельности), в которой соответствующая потребность может быть удовлетворена и закрепляется в личностной структуре в ходе онтогенеза. Предлагая 4-уровневую диспозиционную структуру личности, Ядов строит ее на основе структуры потребностей, условий деятельности и реализации поведения. В момент, непосредственно предшествующий поведенческому акту, поступку или деятельности, в соответствии с уровнем деятельности (предметная среда, социальная среда, сфера специальной профессиональной деятельности или общие условия жизнедеятельности) вся диспозиционная система приходит в состояние актуальной готовности, т.е. образуется актуальная диспозиция, которая, в свою очередь, регулирует поведение и деятельность личности (таблица).

Диспозиционная структура регуляции поведения и деятельности.

Ситуация (условия деятельности)

Диспозиция

Потребность

Предметная ситуация (например, прием пищи)

Элементарные фиксированные установки. Поведенческий акт

Витальные потребности (потребность в пище)

Социальная среда (например, групповое общение)

Социальные установки. Поступок или привычное действие

Социальные потребности (включение в первичную контактную группу)

Социальная деятельность (например, труд)

Общая направленность личности: интересы, мотивы. Поведение

Сложные социальные потребности (включение в деятельность)

Социальная жизнедеятельность в целом (например, социальная ситуация в стране)

Система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижения. Жизнедеятельность в целом

Высшие социальные потребности (включение в социальную среду и реализация индивидуальных и социальных ценностей)

Таким образом, регуляция жизнедеятельности проходит по схеме:

Ситуация Диспозиция Потребность

Деятельность

Исходя из диспозиционной концепции В.А. Ядова, можно описать структуру этнических диспозиций личности следующим образом: окружающая среда включает в себя два основных вида условий: географические условия (например, равнина или горы, пустыня или берег моря, степь или леса); плотность окружения данной этнической общности другими этносами. Предположим, что этническая общность имеет три уровня потребностей: потребность в выживании; потребность в общении и взаимодействии с другими этносами; потребность в создании социума.

Этносоциальные установки формируют стереотипы чувствования, стереотипы поведенческих реакций, стереотипы познания окружающих людей. Воспитываясь в этнической среде, человек усваивает сложившиеся там ранее этносоциальные установки и стереотипы и руководствуется ими при взаимодействии со своим и чужими этносами. Оценивать этнические установки как плохие или хорошие неправомерно. Они существуют в реальности длительное время и способствуют выживанию этносов в окружающем этническом и социальном мире.

Принято выделять четыре варианта базовых этнических установок: 1) поведенческие реакции, дозволенные в своей, но не дозволенные в чужой этнической общности; 2) поведенческие реакции, дозволенные и в своей и в чужой этнической среде; 3) поведенческие реакции, не дозволенные ни в своей, ни в чужой этнической среде; 4) поведенческие реакции, не дозволенные в своей, но дозволенные в чужой этнической среде. Наиболее ярко этнические установки проявляются в невербальных формах общения (позы, движения, жесты, мимика, дистанция, интонации и пр), типичных для различных этнических групп. Базовые этнические установки создают предпосылки для формирования более сложной диспозиционной системы.

Страницы: 1 2


Теория личности Зигмунда Фрейда
Для начала обратимся к биографии З. Фрейда. Зигмунд Фрейд (6.05.1856 - 23.09.1939) - австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80-х годов XIX века работал в области практической медицины. Вместе с И. Брейером опубликовал в 90-х г ...

Приемы эмоциональной саморегуляции
В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно – психические нагрузки, их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках действующих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с ...

Теоретические аспекты исследования взаимодействия студентов со своим окружением. Студенческая группа
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеу ...