Этнические диспозиции
Страница 1

Этническое в личности - целостная система отношений и установок, выработанная в процессе исторического развития этнической общности и проявляющаяся, актуализирующаяся в данное историческое время, в данной этносоциальной среде. Этническая установка призвана регулировать способ социального существования (бытия) человека, поскольку этническая общность является одним из видов социальных общностей. Любая социальная установка включает в себя три основных компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий, представляя собой целостную систему. https://www.konteiner-kron.ru купить большой контейнер для хранения.

В.А. Ядов в своей диспозиционной концепции вводит понятие "диспозиционная структура личности", понимая диспозицию как продукт столкновения потребности и ситуации (условий деятельности), в которой соответствующая потребность может быть удовлетворена и закрепляется в личностной структуре в ходе онтогенеза. Предлагая 4-уровневую диспозиционную структуру личности, Ядов строит ее на основе структуры потребностей, условий деятельности и реализации поведения. В момент, непосредственно предшествующий поведенческому акту, поступку или деятельности, в соответствии с уровнем деятельности (предметная среда, социальная среда, сфера специальной профессиональной деятельности или общие условия жизнедеятельности) вся диспозиционная система приходит в состояние актуальной готовности, т.е. образуется актуальная диспозиция, которая, в свою очередь, регулирует поведение и деятельность личности (таблица).

Диспозиционная структура регуляции поведения и деятельности.

Ситуация (условия деятельности)

Диспозиция

Потребность

Предметная ситуация (например, прием пищи)

Элементарные фиксированные установки. Поведенческий акт

Витальные потребности (потребность в пище)

Социальная среда (например, групповое общение)

Социальные установки. Поступок или привычное действие

Социальные потребности (включение в первичную контактную группу)

Социальная деятельность (например, труд)

Общая направленность личности: интересы, мотивы. Поведение

Сложные социальные потребности (включение в деятельность)

Социальная жизнедеятельность в целом (например, социальная ситуация в стране)

Система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижения. Жизнедеятельность в целом

Высшие социальные потребности (включение в социальную среду и реализация индивидуальных и социальных ценностей)

Таким образом, регуляция жизнедеятельности проходит по схеме:

Ситуация Диспозиция Потребность

Деятельность

Исходя из диспозиционной концепции В.А. Ядова, можно описать структуру этнических диспозиций личности следующим образом: окружающая среда включает в себя два основных вида условий: географические условия (например, равнина или горы, пустыня или берег моря, степь или леса); плотность окружения данной этнической общности другими этносами. Предположим, что этническая общность имеет три уровня потребностей: потребность в выживании; потребность в общении и взаимодействии с другими этносами; потребность в создании социума.

Этносоциальные установки формируют стереотипы чувствования, стереотипы поведенческих реакций, стереотипы познания окружающих людей. Воспитываясь в этнической среде, человек усваивает сложившиеся там ранее этносоциальные установки и стереотипы и руководствуется ими при взаимодействии со своим и чужими этносами. Оценивать этнические установки как плохие или хорошие неправомерно. Они существуют в реальности длительное время и способствуют выживанию этносов в окружающем этническом и социальном мире.

Принято выделять четыре варианта базовых этнических установок: 1) поведенческие реакции, дозволенные в своей, но не дозволенные в чужой этнической общности; 2) поведенческие реакции, дозволенные и в своей и в чужой этнической среде; 3) поведенческие реакции, не дозволенные ни в своей, ни в чужой этнической среде; 4) поведенческие реакции, не дозволенные в своей, но дозволенные в чужой этнической среде. Наиболее ярко этнические установки проявляются в невербальных формах общения (позы, движения, жесты, мимика, дистанция, интонации и пр), типичных для различных этнических групп. Базовые этнические установки создают предпосылки для формирования более сложной диспозиционной системы.

Страницы: 1 2


Влияние социальных процессов и взаимоотношений. Социальная идентификация
В основе формирования этнического сознания и культуры в качестве регуляторов поведения человека лежат как врождённые, так и приобретаемые в процессе социализации факторы – культурные и социальные стереотипы, которые усваиваются с того момента, как только человек начинает идентифицировать себя с определённым этносом, культурой, определен ...

Как пользоваться "принципом главаря"
В этой жизни необходимы лишь невежество и самоуверенность - и успех вам обеспечен. (Марк Твен) Уподобляться "мужеподобным" женщинам - едва ли умное поведение, потому что оно не естественно и не убедительно. Необходимо использовать собственное игровое пространство, проявляющееся в женственности, не превращаясь, однако, в " ...

Какие еще энергопоглотители существуют?
Руководитель - не гид, не экскурсовод, не водитель автобуса, он управляет людьми, и его главным качеством является не вежливость, терпеливая снисходительная ласковость, а решительность. (Нергеш Янош) Можно выделить еще несколько поглотителей Вашей энергии: 1. Плохая коммуникация. Женщины-руководители часто используют неверные средства ...