Этническое в личности - целостная система отношений и установок, выработанная в процессе исторического развития этнической общности и проявляющаяся, актуализирующаяся в данное историческое время, в данной этносоциальной среде. Этническая установка призвана регулировать способ социального существования (бытия) человека, поскольку этническая общность является одним из видов социальных общностей. Любая социальная установка включает в себя три основных компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий, представляя собой целостную систему.
В.А. Ядов в своей диспозиционной концепции вводит понятие "диспозиционная структура личности", понимая диспозицию как продукт столкновения потребности и ситуации (условий деятельности), в которой соответствующая потребность может быть удовлетворена и закрепляется в личностной структуре в ходе онтогенеза. Предлагая 4-уровневую диспозиционную структуру личности, Ядов строит ее на основе структуры потребностей, условий деятельности и реализации поведения. В момент, непосредственно предшествующий поведенческому акту, поступку или деятельности, в соответствии с уровнем деятельности (предметная среда, социальная среда, сфера специальной профессиональной деятельности или общие условия жизнедеятельности) вся диспозиционная система приходит в состояние актуальной готовности, т.е. образуется актуальная диспозиция, которая, в свою очередь, регулирует поведение и деятельность личности (таблица).
Диспозиционная структура регуляции поведения и деятельности.
|
Ситуация (условия деятельности) |
Диспозиция |
Потребность |
|
Предметная ситуация (например, прием пищи) |
Элементарные фиксированные установки. Поведенческий акт |
Витальные потребности (потребность в пище) |
|
Социальная среда (например, групповое общение) |
Социальные установки. Поступок или привычное действие |
Социальные потребности (включение в первичную контактную группу) |
|
Социальная деятельность (например, труд) |
Общая направленность личности: интересы, мотивы. Поведение |
Сложные социальные потребности (включение в деятельность) |
|
Социальная жизнедеятельность в целом (например, социальная ситуация в стране) |
Система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижения. Жизнедеятельность в целом |
Высшие социальные потребности (включение в социальную среду и реализация индивидуальных и социальных ценностей) |
Таким образом, регуляция жизнедеятельности проходит по схеме:
![]()
Ситуация Диспозиция Потребность
Деятельность
Исходя из диспозиционной концепции В.А. Ядова, можно описать структуру этнических диспозиций личности следующим образом: окружающая среда включает в себя два основных вида условий: географические условия (например, равнина или горы, пустыня или берег моря, степь или леса); плотность окружения данной этнической общности другими этносами. Предположим, что этническая общность имеет три уровня потребностей: потребность в выживании; потребность в общении и взаимодействии с другими этносами; потребность в создании социума.
Этносоциальные установки формируют стереотипы чувствования, стереотипы поведенческих реакций, стереотипы познания окружающих людей. Воспитываясь в этнической среде, человек усваивает сложившиеся там ранее этносоциальные установки и стереотипы и руководствуется ими при взаимодействии со своим и чужими этносами. Оценивать этнические установки как плохие или хорошие неправомерно. Они существуют в реальности длительное время и способствуют выживанию этносов в окружающем этническом и социальном мире.
Принято выделять четыре варианта базовых этнических установок: 1) поведенческие реакции, дозволенные в своей, но не дозволенные в чужой этнической общности; 2) поведенческие реакции, дозволенные и в своей и в чужой этнической среде; 3) поведенческие реакции, не дозволенные ни в своей, ни в чужой этнической среде; 4) поведенческие реакции, не дозволенные в своей, но дозволенные в чужой этнической среде. Наиболее ярко этнические установки проявляются в невербальных формах общения (позы, движения, жесты, мимика, дистанция, интонации и пр), типичных для различных этнических групп. Базовые этнические установки создают предпосылки для формирования более сложной диспозиционной системы.
Техника
рисование «по мокрому листу»
Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию.
Воспитывать у детей стремление к достижению результата ...
Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка. Иерархическая модель
Используя сложную психометрическую технику, известную как факторный анализ, Г.Ю. Айзенк в своей теории пытается показать, как базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реакции индивидуума. Для Айзенка в личности чрезмерно важны два основных параметра: интроверсия-экстраверсия и стабильность – нейротизм. Третий ...
Характеристика выборки и анализ результатов
В качестве экспериментальной группы был выбран 5 МОУ СОШ №18 г. Челябинска в количестве 26 (двадцати шести) человек, из которых девочек 11, а мальчиков 15. Возраст детей 11-12 лет.
Исходя из цели и задач исследования, были определены следующие этапы психодиагностического процесса:
констатирующий этап «проведение диагностических исслед ...








