Россию (впоследствии - СССР) всегда отличала от стран Запада неравномерность исторического развития, "рваный ритм". История России примечательна, прежде всего, тем, что все попытки русских приблизиться к Европе по уровню цивилизованности при своей чрезвычайной дороговизне, в целом были малоуспешны. Кратковременные (иногда, впрочем, блестящие) успехи достигались в отдельных сферах деятельности.
Кроме того, многими исследователями отмечается некий стереотип, отражающий русский характер. Существует взаимосвязь между особенностями развития России и русским этническим характером. Для понимания сущности этнического русского характера очень важно также то, как узакониваются притязания индивидов на ту или иную ценность. Существуют два основных способа, с помощью которых человек признается законным обладателем какой-либо из них (можно назвать их "способами получения социального признания"): 1. "личный" - через экспертов или судей (ими могут быть все члены сообщества), признающих право именно этого конкретного индивида на обладание властью, богатством, почестями, мастерством и пр. (выборы президента, присуждение ученой степени, оглашение завещания и т.п.); 2. "безличный" - через рынок, когда притязания субъекта узакониваются с помощью акта купли-продажи. Возможны различные комбинации обоих способов, но принципиально они отличаются тем, что экспертиза оценивает именно этого конкретного человека, а для рынка конкретный человек сам по себе безразличен и имеет значение лишь как носитель какой-то социальной функции.
Наиболее существенное изменение характера происходит тогда, когда перестраивается структура этнических ценностей (в нее вводятся новые ценности, или из нее выбывают прежние, или меняется иерархия ценностей), причем перестройка ценностей может включать в себя "переоценку ценностей" (идеологическое обоснование отказа от старых и необходимости принятия новых ценностей), массовую пропаганду неизбежности и полезности изменений и властное введение в жизнь (или искоренение) образцов деятельности, утверждающих соответствующие ценности. Реально народный характер изменяется лишь тогда, когда социальные нормы, соответствующие измененной структуре ценностей, воспринимаются как естественные и привычные.
Именно в России впервые были сформулированы устойчивые теоретические этнопсихологические взгляды и проведены первые исследования национально-психологических особенностей ее народов. В 80-е и 90-е годы ХХ века складываются научные коллективы и школы, занимающиеся проблемами собственно этнопсихологии. В Институте этнологии и антропологии РАН был организован отдел этносоциологии, преобразованный впоследствии в отдел социально-психологических проблем национальных отношений, возглавляемый Л.М. Дробижевой. В ИП РАН из лаборатории социальной психологии выделилась лаборатория психологии межгрупповых отношений под руководством П.Н. Шихирева. В С-ПбГУ активно разрабатывает проблемы этнической психологии коллектив во главе с А.О. Бороноевым.
Особенности формирования морально-волевых качеств при занятиях физической
культурой и спортом детей подросткового возраста. Нравственно-волевые
качества в структуре личности подростков
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от дет ...
Формы проявления воображения дошкольника
Истоки воображение ребенка, как и других психических процессов, нужно искать во взаимоотношении ребенка со взрослым. Н.Н. Палагина, проанализировав приемы народной педагогики, выявила, что многие из этих приемов широко используют включение ребенка в воображаемый контекст. В народных потешках звуками, словами и движениями создает воображ ...
Тренинг как обучение и развитие
Тренинг порой воспринимается как нечто, связанное с работой – тренинг на рабочем месте, тренинг не на рабочем месте, схему обучения найму персонала. Часто тренинг считают формальным процессом, чьи составляющие: присутствие тренера и наличие раздаточных материалов – у участников «на руках». Лежащие в основе активного обучения принципы на ...








