Понятие, значение и структура Я-концепции в адаптационном процессе у вынужденных мигрантов
Страница 2

Психология » Проявление личностных особенностей детей беженцев и вынужденных переселенцев в совладании с акультурационным стрессом » Понятие, значение и структура Я-концепции в адаптационном процессе у вынужденных мигрантов

Обычно выделяют, по крайней мере, три основные модальности самоустановок (рис.2).

1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени.

Глобальная Я-концепция

Аспекты,

выделенные Я-сознающее Я-как-объект

Джемсом (процесс) (содержание)

непрерывное

взаимодействие

Компоненты самооценка

установки или приятие образ Я

себя

тенденции

поведения

Я-концепция как

совокупность

установок “на себя”

реальное Я идеальное Я зеркальное Я

Модальности или или или

Представление представление представление

о том, каков я о том, каким я… о том, как меня…

Аспекты физическое физическое физическое

социальное социальное социальное

умственное умственное умственное

эмоциональное эмоциональное эмоциональное

Рис.2. Структура Я-концепции.

2. Зеркальное Я - установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать Я-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с другими и с самим собой.

3. Идеальное Я - установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть у себя, или ролей, которые он хотел бы исполнять. Причем идеальные элементы своего Я личность формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре Я-реального. Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека. Эти представления бывают оторваны от реальности. Противоречия между реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития личности.

Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р. Бернсом многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.

4. Конструктивное Я (Я в будущем). Именно ему свойственна обращенность в будущее и построение проективной модели "Я". Главное отличие конструктивного Я-проекта от идеального Я заключается в том, что он пронизан действенными мотивами и они больше соответствуют признаку "стремлюсь". В Я-конструктивное трансформируются те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.

Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.

Страницы: 1 2 


Факторы биологического и социального развития личности
Определение природы взаимосвязи между биологическим развитием человека и его поведением в обществе является предметов горячих споров. Некоторые учёные, называемые социобиологами, предполагают, что генетические факторы оказывают более значительное влияние на человеческое поведение, чем считалось до сих пор. В частности, они настаивают, ч ...

Сравнительный анализ клептомании и других зависимостей:
Если сравнивать инстинкт внутреннего побуждения клептомании и лудомании (зависимость к азартным играм), то выявляются общие корни, их питает инстинкт самосохранения. Известно, что крайняя форма нарушения инстинкта самосохранения - суицидомания, которая в более лёгких вариантах известна как стремление к удовольствию, связанному с риском ...

Введение. Наследственность и интеллект
Полемика о роли природы и воспитания в развитии представлена нескончаемыми спорами вокруг относительной роли наследственности (природы) и среды (воспитания) в формировании истинно человеческих качеств. Эти споры не прекращаются не столько в силу сложности затрагиваемых в них научных проблем, хотя многие из них действительно сложны, а и ...