Эволюционно-морфологические предпосылки сознания
Страница 1

Психология » Понятие и природа сознания » Эволюционно-морфологические предпосылки сознания

Анатомы назовут немало признаков, позволяющих отличить человека от человекообразных обезьян. Однако, нас интересуют лишь те отличия, что касаются строения мозга, а таковых очень немного. Но разница в поведении человека и высших обезьян, обусловленных этими различиями, огромна. Во-первых, у человека имеется речедвигательный центр, позволяющий нам настолько тонко управлять мышцами языка, рта, гортани и глотки, что человек в состоянии формировать сложные звукосочетания и строить речь. Это центр Брока. (Попробуйте одновременно вязать и считать деньги, и вы поймёте, как это сложно, а человек умудряется разговаривать даже во время еды). У обезьян аналогичная зона мозга управляет мимикой и жестикуляцией. Как известно, эмоциональное общение у приматов очень развито, а высшие обезьяны способны овладеть простым языком глухонемых. А вот в звуковыражениях дальше ухающих и охающих криков у обезьян дело не идет. (Бонобо, наши ближайшие эволюционные «родственники» могут произносить звуки «а» и «е»). Все медики знают, что изолированное повреждение речедвигательного центра по любой причине вызывает явление, так называемой, моторной афазии. Человек при этом состоянии не может произносить слова и строить речь. Хотя может поддерживать общение через письменную речь или жестовую (язык глухонемых). Во-вторых, у человека имеется зона мозга, позволяющая нам учится распознавать слова. Это центр восприятия сложных звукосочетаний - зона Вернике. По своей функции он аналогичен вторичной зрительной коре приматов. При разрушении этой зоны человек продолжает слышать все звуки речи, не снижается и слух, но вот понимание смысла слова теряется напрочь. Родная речь воспринимается как чужая. Возникает, так называемая, «душевная глухота». У обезьян же вообще отсутствует центр Вернике, а распознавание звуков у них заканчивается в эволюционно более древней лимбической системе мозга. Таким образом, звуковосприятие обезьян - более эмоциональное и менее кодированное по звукосочетаниям. Примерно как у музыкантов (шутка). Распознавать слова обезьяны не в состоянии даже теоретически.

Здесь необходимо заметить, что слова и мысли не рождаются в центрах Брока и Вернике. (Хотя у некоторых людей и создается такое обманчивое впечатление). Речедвигательный центр лишь формирует наборы команд, реализация которых на органах речи и рождает слово. Это такой же периферический сопроцессор, как и любой другой в двигательной зоне коры головного мозга. Сам же сигнал, который субъективно для нас является уже сенсорным образом, и активирующий соответствующие процессоры речедвигательного центра, формируется в сенсорных отделах коры головного мозга, расположенных в затылочной области - кзади от центральной борозды. В центре же Вернике происходит расшифровка звукосочетаний - слов и формирование специфических сигналов, которые поступают из слуховой коры далее - в нейронные сети остальных сенсорных отделов головного мозга, и тем самым способны «оживить» сенсорные образы, сформированные ранее в этих отделах. Сигнал же из зоны Вернике является компонентом, частью более сложного и обширного сигнала, формирующегося во всех сенсорных отделах КГМ.

И в третьих. Причем самое главное. Это возможность взаимодействия друг с другом различных отделов, как внутри коры, так и самого головного мозга. Это принципиально важная особенность работы человеческого мозга. Проявляется данное качество, например, даже в том, что ни одна обезьяна, даже из высших, не в состоянии один предмет обработать другим. Подобрать палку может, пользоваться ею может, изменить её форму зубами или ногтями также может, но обработать её другим предметом не в состоянии. Наш предок, «Человек умелый», больше похожий на обезьяну, чем на человека и живший 2,5 млн. лет назад это делать уже умел. (Вероятно, здесь сказалась эволюция головного мозга нашего предка в сторону расширения совершаемых двигательных актов при выполнении трудовой деятельности. О наличии сознания в то время у человека умелого - Homo habilis и речи быть не может. Однако, развитие в чистом виде двигательных возможностей головного мозга человека умелого неожиданно привело к появлению человека разумного. Еще один повод задуматься о связи двигательных и мыслительных функций нашего мозга. И это - третий и самый необходимый признак, без которого невозможна у человека эволюция такого феномена, как сознание. Возможность связей обеспечивается аксонами нейронов, которые формируются, как и любая крупная структура мозга, во время его развития. И тут человек вне конкуренции за счет связей коры головного мозга с другими отделами и внутри самой коры. Самая крупная система внутрикорковых связей мозга образует так называемое «мозолистое тело», содержащее от 200 до 350 млн. волокон. Интересно, что один из признаков повреждения мозолистого тела - апраксия, то есть расстройство практических навыков. Проявляется оно в том, что у человека нарушается согласованная работа правой и левой рук. Руки действуют независимо одна от другой. Более того, при повреждении мозолистого тела в мозгу одного человека одновременно могут существовать две отдельные личности, не контактирующие друг с другом!

Страницы: 1 2


Самосознание, как фактор психического развития и личностного становления ребенка. Самосознание и его место в психической жизни
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева (3), Л.И. Божович (6), А.Н. Леонтьева (16), С.Л. Рубинштейна (26), И.И. Чесноковой (38), В.В. Столина (34), А.Г. Спиркина (32) в общетеоретическом и методологиче ...

Диагностика эмпатии у педагогов. Программа исследования
Исследование проводилось с двумя группами педагогов по 10 человек в каждой группе. В первой группе педагоги работают в коррекционной школе, из них: 5 человек имеют стаж педагогической деятельности 0-5 лет, 5 человек имеют стаж педагогической деятельности 15-25 лет. Вторую группу составляют педагоги, работающие в общеобразовательной школ ...

Выводы
Итак, можно сделать такие выводы: · Игра — своеобразное отражение жизни. Игра не уводит ребенка от жизни, от действительности. Наоборот, игра — средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду. · В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы. · ...