Анатомы назовут немало признаков, позволяющих отличить человека от человекообразных обезьян. Однако, нас интересуют лишь те отличия, что касаются строения мозга, а таковых очень немного. Но разница в поведении человека и высших обезьян, обусловленных этими различиями, огромна. Во-первых, у человека имеется речедвигательный центр, позволяющий нам настолько тонко управлять мышцами языка, рта, гортани и глотки, что человек в состоянии формировать сложные звукосочетания и строить речь. Это центр Брока. (Попробуйте одновременно вязать и считать деньги, и вы поймёте, как это сложно, а человек умудряется разговаривать даже во время еды). У обезьян аналогичная зона мозга управляет мимикой и жестикуляцией. Как известно, эмоциональное общение у приматов очень развито, а высшие обезьяны способны овладеть простым языком глухонемых. А вот в звуковыражениях дальше ухающих и охающих криков у обезьян дело не идет. (Бонобо, наши ближайшие эволюционные «родственники» могут произносить звуки «а» и «е»). Все медики знают, что изолированное повреждение речедвигательного центра по любой причине вызывает явление, так называемой, моторной афазии. Человек при этом состоянии не может произносить слова и строить речь. Хотя может поддерживать общение через письменную речь или жестовую (язык глухонемых). Во-вторых, у человека имеется зона мозга, позволяющая нам учится распознавать слова. Это центр восприятия сложных звукосочетаний - зона Вернике. По своей функции он аналогичен вторичной зрительной коре приматов. При разрушении этой зоны человек продолжает слышать все звуки речи, не снижается и слух, но вот понимание смысла слова теряется напрочь. Родная речь воспринимается как чужая. Возникает, так называемая, «душевная глухота». У обезьян же вообще отсутствует центр Вернике, а распознавание звуков у них заканчивается в эволюционно более древней лимбической системе мозга. Таким образом, звуковосприятие обезьян - более эмоциональное и менее кодированное по звукосочетаниям. Примерно как у музыкантов (шутка). Распознавать слова обезьяны не в состоянии даже теоретически.
Здесь необходимо заметить, что слова и мысли не рождаются в центрах Брока и Вернике. (Хотя у некоторых людей и создается такое обманчивое впечатление). Речедвигательный центр лишь формирует наборы команд, реализация которых на органах речи и рождает слово. Это такой же периферический сопроцессор, как и любой другой в двигательной зоне коры головного мозга. Сам же сигнал, который субъективно для нас является уже сенсорным образом, и активирующий соответствующие процессоры речедвигательного центра, формируется в сенсорных отделах коры головного мозга, расположенных в затылочной области - кзади от центральной борозды. В центре же Вернике происходит расшифровка звукосочетаний - слов и формирование специфических сигналов, которые поступают из слуховой коры далее - в нейронные сети остальных сенсорных отделов головного мозга, и тем самым способны «оживить» сенсорные образы, сформированные ранее в этих отделах. Сигнал же из зоны Вернике является компонентом, частью более сложного и обширного сигнала, формирующегося во всех сенсорных отделах КГМ.
И в третьих. Причем самое главное. Это возможность взаимодействия друг с другом различных отделов, как внутри коры, так и самого головного мозга. Это принципиально важная особенность работы человеческого мозга. Проявляется данное качество, например, даже в том, что ни одна обезьяна, даже из высших, не в состоянии один предмет обработать другим. Подобрать палку может, пользоваться ею может, изменить её форму зубами или ногтями также может, но обработать её другим предметом не в состоянии. Наш предок, «Человек умелый», больше похожий на обезьяну, чем на человека и живший 2,5 млн. лет назад это делать уже умел. (Вероятно, здесь сказалась эволюция головного мозга нашего предка в сторону расширения совершаемых двигательных актов при выполнении трудовой деятельности. О наличии сознания в то время у человека умелого - Homo habilis и речи быть не может. Однако, развитие в чистом виде двигательных возможностей головного мозга человека умелого неожиданно привело к появлению человека разумного. Еще один повод задуматься о связи двигательных и мыслительных функций нашего мозга. И это - третий и самый необходимый признак, без которого невозможна у человека эволюция такого феномена, как сознание. Возможность связей обеспечивается аксонами нейронов, которые формируются, как и любая крупная структура мозга, во время его развития. И тут человек вне конкуренции за счет связей коры головного мозга с другими отделами и внутри самой коры. Самая крупная система внутрикорковых связей мозга образует так называемое «мозолистое тело», содержащее от 200 до 350 млн. волокон. Интересно, что один из признаков повреждения мозолистого тела - апраксия, то есть расстройство практических навыков. Проявляется оно в том, что у человека нарушается согласованная работа правой и левой рук. Руки действуют независимо одна от другой. Более того, при повреждении мозолистого тела в мозгу одного человека одновременно могут существовать две отдельные личности, не контактирующие друг с другом!
Общие аспекты проблемы социальной реабилитации детей
из семей алкоголиков. Понятие
социальной реабилитация детей из семей алкоголиков
Социальная реабилитация детей - это пригодности, способности их к действиям, поведению и общению в обществе при этом способности детей должны отвечать ожиданиям общества. Осуществление социальной реабилитации детей из семей алкоголиков возвращает им социальное достоинство, что означает осознание человеком своей ценности, значимости, при ...
Тест по определению социально-психологического типа личности.
(В.М.Минияров)
Условия заполнения теста
Из противоположных по значению личност ных качеств необходимо выбрать одно.
Если не удается соблюсти первое условие, то в случае 50% проявления обоих качеств следует отметить отрицательное.
Если положительное качество проявляется в большей степени, но присутствует и отрицательное, то можно отметить оба к ...
Сравнительный анализ субъективного ощущения одиночества юношеского и
подросткового возраста. Эмпирическая база исследования и
характеристика выборки
Для сравнительного анализа субъективного ощущения одиночества юношеского и подросткового возраста сформировали 2 группы.
1 группа респондентов это студенты психологического факультета Альметьевского филиала института экономики, правления и права в составе 18 человек, из них 1 юноша и 17 девушек.
2 группа - ученики 8 класса, в составе ...








