Использование занятий и дидактических игр для развития зрительных ощущений у детей
Страница 2

Психология » Развитие зрительных ощущений у детей дошкольного возраста » Использование занятий и дидактических игр для развития зрительных ощущений у детей

В ходе обучения детей выполнению заданий используются названия величин, форм, цветовых тонов, но, как уже отмечалось, от детей не требуется их повторение и активное воспроизведение.

Работа с детьми над воспитанием зрительного внимания и ощущения может проводиться путем подбора парных предметов, картинок (используйте любые виды лото). Умение дифференцировать картинки по их цвету нужно развивать при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Цветных фонов», «Цветного домино», «Маленького художника».

На более поздних этапах можно предлагать детям задания типа: «Какой карандаш нужно взять, чтобы нарисовать солнышко, травку, помидор?».

Для развития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие занятия:

подбор геометрических фигур по аналогии (найти фигуру такой же формы и цвета);

подбор геометрических фигур по неполной аналогии (найти фигуру такой же формы, но другого цвета, найти фигуру такой же формы, но другой величины);

распознание геометрических фигур по форме, величине и цвету;

соотношение геометрических фигур с формой предметов.

Кроме того, нужно учить кроху находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом вам помогут игры типа: «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было».

При этом важно помнить, что все игры должны быть непродолжительными по времени; они не должны утомлять ребенка. Необходимо четко объяснять правила игры, давать один и тот же разрешающий сигнал – «теперь ты», «можно», «начинай».

Для ребенка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Конечно, все эти ощущения развиваются и формируются естественным путем.

Но, чем больше разнообразной информации поступает в мозг малыша, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток (нейронов), и это не может не сказаться на уровне его интеллекта. А если во время занятий мы будем активизировать сразу несколько сенсорных систем, между соответствующими центрами в мозге будут интенсивно формироваться нервные связи, координироваться работа различных отделов мозга.

Необходимо учить детей по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд.

Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий – нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый – через банку с цветной водой, и т.д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.

Как показывает практика, важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни являются дидактические игры и упражнения, которые возникают по желанию детей или проводятся с помощью воспитателя в разные периоды дня (утром, на прогулке, после дневного сна и т.д.). По сенсорному содержанию эти игры и упражнения весьма разнообразны, направлены на совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов.

Использование дидактических игр должно способствовать накоплению и совершенствованию чувственных впечатлений ребенка о знакомых и новых предметах, имеющих более сложную форму и строение и разнообразные отношения по цвету, величине и положению в пространстве. Воспринимая конкретные свойства этих предметов, дети должны уметь их сравнивать, различать, называть, подбирать по общим свойствам.

В соответствии с отмеченным, учитывая возрастные особенности детей, в каждой возрастной категории расширяется перечень игр, необходимых и доступных для детей. В целях ориентировки в окружающих предметах с детьми 4–5 необходимо проводить более сложные, чем с малышами, варианты распространенных игр («Чудесный мешочек», «Угадай, что изменилось», «Угадай, кто позвал», «Наш огород» и др.). Важны и интересны детям разнообразные игры и упражнения с дидактическими игрушками (башенками, матрешками, разрезными картинками, наборами геометрических фигур и др.). Увеличивается возможность использования настольно-печатных игр («Малышам», «Цветная посуда», «Геометрическое лото», «Домино предметов» и др.), основанных на подборе парных карточек-картинок к аналогичным изображениям этих предметов на больших картах или на карточках домино.

По нашим наблюдениям в старшем дошкольном возрасте большое место начинают занимать дидактические игры с куклами и наборами игрушечных вещей и предметов (посуда – чайная, столовая, кухонная; одежда – белье, платья, пальто; фрукты и овощи). Дети любят просто рассматривать предметы домашнего обихода кукол. И при этом они упражняются в восприятии формы, цвета, величины. Для более целенаправленного развития у детей восприятий и представлений систематически организуются игры: «Чудесный мешочек», «Кому что нужно», «Узнай чего не стало». Эти игры проводятся со всей группой, но педагогу нужно находить время поиграть с отдельными детьми, пообщаться с ними в более интимной обстановке. Необходимо стараться чаще использовать и различные поручения – поупражняться в подборе и классификации предметов, в точном назывании свойств и признаков воспринимаемых предметов, а также вспомнить о тех, которых сейчас нет перед детьми.

Страницы: 1 2 3


Как победить свою неуверенность.
Теперь понятно, что причиной застенчивости является неуверенность. И что с эти делать? Поставить диагноз – это еще пол дела, надо еще выписать лечение. Следующее упражнение используется многими авторами. Но я возьму его в том варианте, который предлагает Дж.Джампольски, известный врач и психотерапевт, прославившийся тем, что создал удив ...

Понимаете ли вы язык тела?
В следующий раз, когда вы будете смеяться над гримасами актеров-комедиантов, выступающих дуэтом, вы заметите, что перед вами разыгрываются две роли — один актер становится мишенью для торта, тогда как другой — его метателем. Как ни странно, но большинство отношений очень похожи на эту юмористическую сценку. Один партнер играет доминирую ...

Игра как вид деятельности в старшем дошкольном возрасте
Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся. "Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений". (Д.Б. Эльконин) Игровая деятельность, как основная деятельно ...