В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом. Это понятие ввел в обиход М. Форверг.
Под социально-психологическим тренингом в самом широком смысле понимается практика психологического воздействия, основанная на методах групповой работы. В ходе СПТ происходит овладение определенными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, формируются навыки межличностного взаимодействия, развиваются рефлексивные способности (например, способность анализировать ситуацию и собственное поведение), умение гибко реагировать на ситуацию и быстро перестраиваться в различных условиях. В процессе тренинга возможно изменение стереотипов, имеющихся у участников группы и мешающих им справляться с нестандартными обстоятельствами профессиональной деятельности. http://здороваяжизньсамара.рф лечится алкоголизм.
Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:
· соблюдение ряда принципов групповой работы;
· нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;
· наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);
· определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
· акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь";
· применение активных методов групповой работы;
· объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
· атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
В рамках этих черт существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому ряду признаков.
Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов, большое внимание которым уделяется в психологической литературе. Вот перечень основных:
· Принцип активности
· Принцип исследовательской творческой позиции
· Принцип объективации (осознания) поведения
· Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения
Cоблюдение этих принципов в процессе тренинга является важнейшим условием его эффективности.
Также эффективность тренинга будет зависеть от подготовки ведущего (тренера). Высококвалифицированный тренер должен иметь психологическое, педагогическое или специализированное образование в области проведения тренингов; он должен пройти курс обучения данному виду тренинга, а также пройти супервизию с опытным тренером.
Более того, каждый тренер должен отработать свою собственную, индивидуальную структуру тренинга, а не использовать уже подготовленные “шаблоны”.
Эффективность тренинга во многом зависит не только от адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели. Поэтому тренеру необходимо овладевать новыми техниками и методиками.
Правда ли, что худой мир лучше доброй ссоры?
Когда женщина просит у вас совета, то это вовсе не значит, что он ей нужен; просто она нуждается в собеседнике.
Жить в гармонии со всеми и каждым - одна из важнейших ценностей для женщин. Это относится и к тем женщинам-менеджерам, которые знают, что такое поведение им часто осложняет жизнь, но все же не могут отказаться от программы, у ...
“Здесь и теперь”
Цель упражнения: упражнение позволяет получить полезный в содержательном плане материал, в то же время решая задачу включения каждого участника в ситуацию групповой работы.
Инструкция: Все участники садятся в круг.
«Сейчас у каждого из вас будет 1,5 минуты для того, чтобы обратиться к группе. Цель обращения: помочь каждому отвлечься о ...
Работа психолога с родителями и семьёй ребёнка
Методики диагностики детско-родительских отношений
"Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Опросник для родителей в двух вариантах – детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с ...








