Теоретическая часть

В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом. Это понятие ввел в обиход М. Форверг.

Под социально-психологическим тренингом в самом широком смысле понимается практика психологического воздействия, основанная на методах групповой работы. В ходе СПТ происходит овладение определенными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, формируются навыки межличностного взаимодействия, развиваются рефлексивные способности (например, способность анализировать ситуацию и собственное поведение), умение гибко реагировать на ситуацию и быстро перестраиваться в различных условиях. В процессе тренинга возможно изменение стереотипов, имеющихся у участников группы и мешающих им справляться с нестандартными обстоятельствами профессиональной деятельности.

Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:

· соблюдение ряда принципов групповой работы;

· нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

· наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

· определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

· акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь";

· применение активных методов групповой работы;

· объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

· атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

В рамках этих черт существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому ряду признаков.

Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов, большое внимание которым уделяется в психологической литературе. Вот перечень основных:

· Принцип активности

· Принцип исследовательской творческой позиции

· Принцип объективации (осознания) поведения

· Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения

Cоблюдение этих принципов в процессе тренинга является важнейшим условием его эффективности.

Также эффективность тренинга будет зависеть от подготовки ведущего (тренера). Высококвалифицированный тренер должен иметь психологическое, педагогическое или специализированное образование в области проведения тренингов; он должен пройти курс обучения данному виду тренинга, а также пройти супервизию с опытным тренером.

Более того, каждый тренер должен отработать свою собственную, индивидуальную структуру тренинга, а не использовать уже подготовленные “шаблоны”.

Эффективность тренинга во многом зависит не только от адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели. Поэтому тренеру необходимо овладевать новыми техниками и методиками.


Локализация функций в коре головного мозга
Кора полушарий большого мозга образована серым веществом, которое лежит по периферии (на поверхности) полушарий. Толщина коры различных участков полушарий колеблется от 1,3 до 5 мм. Количество нейронов в шестислойной коре у человека достигает 10 — 14 млрд. Каждый из них связан с помощью синапсов с тысячами других нейронов. Располагаются ...

Эмпирическое исследования внимание и деятельности. Организация исследования
Методика «КОРЕКТУРНАЯ ПРОБА» Обследуемым предъявляется бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркивать определенную букву, которая стоит первой. Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время работы - 5 минут. Испытания проводятся в группе из 10 ...

Методы исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок. Сказка как средство развития восприятия детьми дошкольного возраста
В дошкольном возрасте деятельностью становятся восприятие сказки. Дошкольный возраст - возраст сказки. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности, часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя тремя качествами, понятными детскому восприятию. Н ...