Методы изучения внимания и деятельности
Страница 2

Внимание и деятельность » Методы изучения внимания и деятельности

Кроме того, в качестве одной из методик исследования внимания может быть предложена методика «КОРЕКТУРНАЯ ПРОБА»

Вывод: Главнейший факт, характеризующий жизнь людей в обществе, состоит в том, что люди производят в процессе труда предметы, служащие для удовлетворения их потребностей. При этом процесс производства требует, чтобы его результат имелся прежде в голове работника в виде сознательного представления. Чтобы изготовить вещь, возвести какую-нибудь постройку и т. д., необходимо не только воспринимать внешние условия, с которыми приходится сообразовывать свои действия, но надо еще как бы мысленно видеть перед собой то. что должно получиться в результате трудовых действий. Необходимо, иначе говоря, чтобы деятельность человека не только сообразовалась с внешними материальными объектами, с которыми он действует, по и подчинялась тем объектам, которые существуют только мысленно, только в идеальной форме — как продукт переработки в голове человека впечатлений действительности.

Это относится не только к труду, но и ко всем действиям людей. Возникнув на основе труда и в связи с трудом, человеческие действия приобрели свойственную труду особенность — подчиняться сознательному представлению их результата. Они приобрели сознательный, целенаправленный характер. В целенаправленности действий человека и обнаруживается специфическая роль сознательного отражения действительности.

Для того чтобы действие могло воплотить в своем результате определенную цель, представление этой цели должно иметь такую субъективную форму, которая позволяла бы сопоставить с ним реальные непосредственно воспринимаемые предметы. А такой формой и является форма сознательного отражения реальности. Чтобы сделать, например, из дерева какую-нибудь вещь, человек предварительно отбирает подходящие куски материала, мысленно сопоставляя их с той или иной частью задуманной вещи. Приспосабливаясь к наличному материалу и инструментам, учитывая промежуточные результаты своих действий, он вносит иногда поправки и в тот образ вещи, который раньше сложился в его голове: меняет относительные размеры и соотношения отдельных ее частей, упрощает ее конструкцию и т. д. Именно потому, что человек отдает себе отчет в сознаваемом им, он способен действовать не только по отношению к непосредственно окружающим его внешним предметам действительности, но и по отношению к тому, что отражено в его голове. Он стремятся к достижению не только того, что находится вокруг но и того, что существует пока еще только в его представлении Подчиняя этому представлению свои действия, он «примеривает» окружающие его предметы друг к другу, сопоставляет и сравнивает между собой свои представления и внешние предметы.

Итак, только высшая форма отражения действительности — сознание — дает человеку возможность подчинять свои действия возникающим в его голове представлениям и понятиям, а также действовать мысленно, «в уме». Этим и определяется та специфическая роль, которую играет сознание в деятельности человека.

Страницы: 1 2 


Потребность в признании
И вновь при достаточном удовлетворении вышеперечисленных потребностей возникают нужды иного рода. «Все люди в нашем обществе (за исключением патологических случаев) имеют потребность в стабильной, основательной (и обычно высокой) самооценке, в самоуважении или в чувстве собственного достоинства, которое должно подкрепляться уважительным ...

Методы оценки внимания младшего школьника
Внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности ребенка. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности ...

Проблемы исследования и коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эмоции и их комплексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» э ...