Заключение

Таким образом, внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например, можно со вниманием рассматривать картину, слушать лекцию, решать математическую задачу, обсуждать тактические приемы спортивного соревнования, выполнять необходимые движения при изучении гимнастического упражнения на снарядах и т. д.

Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

В каждый данный момент содержание психической деятельности связано с относительно небольшим количеством явлений или действий. Так, из большого количества раздражителей, действующих на человека в данный момент, он воспринимает не все, а только небольшое число. Воспринимая со вниманием один раздражитель, он одновременно совершенно не воспринимает или воспринимает неясно остальные, не имеющие отношения к его деятельности в данный момент.

Таким образом, внимание всегда есть сосредоточение психической деятельности на определенных объектах и одновременно отвлечение от других объектов. Можно сказать поэтому, что внимание имеет избирательный характер: мы выбираем из большого числа объектов некоторые, на которых и сосредоточивается наша психическая деятельность. Благодаря этому при внимании осуществляется также определенная направленность деятельности.

При внимании психическая деятельность становится более организованной. Мы воспринимаем только то, что относится к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаемся на побочные раздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью. При слуховом восприятии, благодаря вниманию, мы подмечаем малейшие звуки, и именно те, которые необходимо услышать, отвлекаясь при этом от посторонних звуков. Когда врач внимательно выслушивает больного, он слышит очень много звуков и точно различает их, отделяя тоны правого желудочка сердца от тонов, исходящих от клапанов левого, и т. д.


Факторы биологического и социального развития личности
Определение природы взаимосвязи между биологическим развитием человека и его поведением в обществе является предметов горячих споров. Некоторые учёные, называемые социобиологами, предполагают, что генетические факторы оказывают более значительное влияние на человеческое поведение, чем считалось до сих пор. В частности, они настаивают, ч ...

Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у взрослых людей. Этапы исследования. Характеристика выборки
Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги. Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги. Объект исследования: студенты заочного отделения, всего в исследовании принимало участие 32 человека, возраст от 20 до 33 лет. Гипотеза: предположим, что существует взаимосвязь между эмоци ...

Определение уровня конфликтоустойчивости
Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта - межличностных спорах и косвенно определить уровень конфликтоустойчивости личности. Оценивается каждое из десяти полярных суждений, указанных в бланке, которые в большей мере свойственны поведению испытуемого. Для этого сначала нужно определи ...