Таким образом, внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например, можно со вниманием рассматривать картину, слушать лекцию, решать математическую задачу, обсуждать тактические приемы спортивного соревнования, выполнять необходимые движения при изучении гимнастического упражнения на снарядах и т. д.
Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.
В каждый данный момент содержание психической деятельности связано с относительно небольшим количеством явлений или действий. Так, из большого количества раздражителей, действующих на человека в данный момент, он воспринимает не все, а только небольшое число. Воспринимая со вниманием один раздражитель, он одновременно совершенно не воспринимает или воспринимает неясно остальные, не имеющие отношения к его деятельности в данный момент.
Таким образом, внимание всегда есть сосредоточение психической деятельности на определенных объектах и одновременно отвлечение от других объектов. Можно сказать поэтому, что внимание имеет избирательный характер: мы выбираем из большого числа объектов некоторые, на которых и сосредоточивается наша психическая деятельность. Благодаря этому при внимании осуществляется также определенная направленность деятельности.
При внимании психическая деятельность становится более организованной. Мы воспринимаем только то, что относится к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаемся на побочные раздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью. При слуховом восприятии, благодаря вниманию, мы подмечаем малейшие звуки, и именно те, которые необходимо услышать, отвлекаясь при этом от посторонних звуков. Когда врач внимательно выслушивает больного, он слышит очень много звуков и точно различает их, отделяя тоны правого желудочка сердца от тонов, исходящих от клапанов левого, и т. д.
Женщины и мужчины: гендерные различия в принятии
решений
Карьера - чудесная вещь, но она никого не может согреть в холодную ночь. (Мэрилин Монро)
На сегодняшний день ключевую роль в мире экономики и предпринимательства играют мужчины. Ими принимается большинство важнейших деловых решений. И если женщине приходится "орудовать на чужой территории", ей следует знать не хуже мужчин все ...
Результаты исследования и их анализ методами математической статистики.
По получении результатов мы сочли необходимым проанализировать данные не только с точки зрения того, подтверждают они или не подтверждают выдвинутые гипотезы, но и с точки зрения того, какие различия существуют во взглядах студентов и преподавателей по всем использовавшимся в процессе исследования пунктам возможных ответов. Напомним, чт ...
Форма завершения занятия. Обсуждение основных моментов
тренинга.
Тренер подводит итог проведённой работе. Упоминает основные упражнения, успешно решённые задачи, отработанные навыки.
Далее он просит каждого участника по кругу высказать собственное мнение о тренинге: наиболее запомнившиеся задания, наиболее эффективные, на его взгляд, упражнения, впечатления.
Завершающее упражнение. “Аплодисменты по ...