Программа тренинга для старших дошкольников «Азбука этикета»
Страница 1

Психология » Формирование морально-нравственных норм дошкольника » Программа тренинга для старших дошкольников «Азбука этикета»

В своей контрольной работе я хочу рассказать о разработанной в Житомирском педагогическом институте им. Ивана Франка программе тренинга для старших дошкольников «Азбука этикета».

В ее основу заложено личностно ориентированный, деятельный и культурологический подходы.

Проведения занятий по основам этикета планируется за счет вариативной части программы (1 час в неделю; продолжительность занятия – приблизительно 20 минут).

Цель тренинга – содействовать освоению детьми норм и правил культурного поведения, воспитывать позитивное отношение к близким, одногодкам, старшим, к окружающему, развивать чувства причастности, совместности с другими людьми.

Курс состоит из четырех блоков: культура внешнего вида, правила поведения в общественных местах, этикет межличностных взаимоотношений, культура общения. Каждый блок состоит из нескольких разделов.

Культура внешнего вида.

1. Санитарно-гигиенические навыки. Ребенок должен знать основные правила ухода за отдельными частями тела и органами; уметь самостоятельно выполнять основные гигиенические процедуры, пользоваться гигиеническими приемами и предметами ухода; придерживаться эстетики жестов, поз, ходьбы.

2. Внешность. Придерживаться опрятности, аккуратности внешнего вида; следить, чтоб волосы были чистыми, хорошо зачесанными, чтоб прическа соответствовала обстоятельствам; иметь представление о значении одежды, ее соответствие месту, возрасту, времени (праздничная, рабочая одежда).

Правила поведения в общественных местах.

1. Поведение в детском садике. Ребенок с уважением относится у воспитателям, другим сотрудникам дошкольного заведения, исполняет их требования; придерживается норм культуры общения в отношениях с ровесниками, бережно относится к общественному имуществу; принимает активное участие в подготовке к праздникам.

2. Город и мы. Дети придерживаются правил безопасности жизнедеятельности (знают правила поведения на дороге в разное время года, в критических ситуациях обращаются за помощью к взрослым, знают основные правила поведения в экстремальных условиях, считают недопустимым причинить какой-либо вред себе или другим); придерживаются порядка в общественных местах, элементарных правил поведения в магазине, кафе, транспорте, театре и т. д.

3. Правило гостеприимства. Ребенок умеет проявлять гостеприимство, правило дарения и принятия подарков, знакомства гостей; имеет элементарные навыки сервировки стола, культурного поведения за столом.

Этикет межличностных отношений.

1. Твоя семья. Каждый ребенок имеет представление про свой род, осознаёт правила сожительства в семье, добросовестно исполняют свои обязанности (уважают старших, заботятся о них; уважают родителей, уступают своим желаниям, потребностям, интересами ради них, удовлетворяют их желания, прислушиваются к советам, указаниям; заботятся о младших, внимательно относятся к их потребностям, просьбам, учат их); соблюдают чистоту и порядок в помещении; любят и уважают семейные праздники, участвуют в их организации.

2. Этика взаимоотношений со сверстниками. Дети проявляют интерес, доброжелательное отношение к сверстникам, придерживаются демократических отношений с ними, хотят быть справедливыми, морально выдержанными, проявляют ответственность, обращают внимание на индивидуальность; придерживаются норм общения, владеют выразительными (вербальными и невербальными) приемами общения; поддерживают общую для всех цель деятельности, согласовывают собственные действия с действиями партнеров ради достижения общей цели; избегают конфликтов, умеют их предотвратить.

3. Этика взаимоотношений со старшими. Ребенок проявляет вежливость, сдержанность, толерантность в отношениях со старшими, разговаривает тихо, не обижает людей чрезмерным рассматриванием; замечает положение, интересы, потребности людей, учитывает их и желает удовлетворить; без разрешения близких не рассказывает незнакомым про свою семью и место проживания; знает про существование у людей физических и психических недостатков, корректно относится к людям, которые имеют такие недостатки.

Культура общения

1. Разговорный этикет. Ребенок знает основные формы разговорного этикета (знакомства, приветствие, прощание, обращение, просьба, благодарность, извинение и т. д.), умеет использовать их в ситуациях стандартизованного общения, проявляя при этом вежливость, добросовестность; умеет внимательно слушать собеседника; желает обогащать словарный запас.

Страницы: 1 2


Индивидуальные различия памяти у людей
Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качествен­ные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и т.п., так и их функционирования ...

Сравнительный анализ клептомании и других зависимостей:
Если сравнивать инстинкт внутреннего побуждения клептомании и лудомании (зависимость к азартным играм), то выявляются общие корни, их питает инстинкт самосохранения. Известно, что крайняя форма нарушения инстинкта самосохранения - суицидомания, которая в более лёгких вариантах известна как стремление к удовольствию, связанному с риском ...

Самосознание, как фактор психического развития и личностного становления ребенка. Самосознание и его место в психической жизни
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева (3), Л.И. Божович (6), А.Н. Леонтьева (16), С.Л. Рубинштейна (26), И.И. Чесноковой (38), В.В. Столина (34), А.Г. Спиркина (32) в общетеоретическом и методологиче ...