Гуманистическая теория личности
Страница 2

Психология » Теории личности » Гуманистическая теория личности

Внутренний мир человека, его мысли, чувства, эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со свои субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.

Гуманистическая модель личности основными концептуальными "единицами" выступают:

"Реальное Я" - совокупность мыслей, чувств и переживаний "здесь и сейчас"

"Идеальное Я" - совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личного потенциала.

Потребности в самоактуализации - врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности.

Хотя "реальное я" и "идеальное я" являются довольно размытыми понятиями, тем не менее существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии "реального я" и "идеального я" (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценки) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии.

При рождении обе подструктуры структуры "Я" полностью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счастлив.

В последствии благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождений между "реальным Я" и "идеальным Я" могут приводить к искаженному восприятию реальности - субцепции по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между "идеальным Я" и "реальным Я" могут возникнут психологические проблемы.

Студенты с высокой самооценкой в случае неудачи (например, провал на экзамене) пытаются установить контакт с преподавателем и пересдать предмет еще раз. При повторных попытках их показатели только улучшаются. Студенты же с низким уровнем самооценки отказываются от дальнейших попыток пересдать экзамен, преувеличивают свои трудности, избегают ситуаций, где они могли бы проявить себя, чаще страдают от одиночества.

В качестве блоков личности в этой теории выступают пять уровней потребностей человека по Маслоу.

Целостность личности достигается том случае, когда конгруэнтность между "реальным Я" и "идеальным Я" приближается к единице. Целостность личности - основное качество "полностью функционирующей личности". Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности.

Целостная личность, во-первых, стремится к установлению хорошего психологического контакта со своими друзьями и близкими, к раскрытию им своих скрытых эмоций; во-вторых, четко знает, кто она есть на самом деле ("реальное Я") и кем бы оно хотело быть ("идеальное Я"); в-третьих, максимально открыто к новому опыту и принимает жизнь такой, какая она есть "здесь и сейчас"; в-четвертых, практикует безусловное позитивное отношение ко всем людям; в-пятых, тренирует в себе эмпатию к другим людям, то есть пытается понять внутренний мир другого человека и смотреть на другого человека его глазами.

Целостную личность характеризует:

Эффективное восприятие реальности;

Способность, простота и естественность поведения;

Страницы: 1 2 3


Сознание животных
В смысле противопоставления своего я окружающей среде, свойственно, вероятно, лишь высшим формам. Главным условием сознательной деятельности является присутствие высокоразвитой нервной системы и хорошо развитых органов чувств. У низших многоклеточных животных, у которых нет нервной системы, как у губок, или нервная система является в ви ...

Личностные особенности больных сердечнососудистой системы и желудочно-кишечного тракта
Гипертоническая болезнь (ГБ) – одно из самых распространенных заболеваний населения в развитых странах. Как отмечают О.В. Кербиков, М.В. Коркина, А.В. Снежневский, заболевание возникает в результате более или менее интенсивных и длительных состояний психического напряжения организма человека. (Сперанский И.И., 1961.) Работами Г.Ф. Лан ...

Аспекты начального этапа профессиональной деятельности
Куда-нибудь ты обязательно попадешь. Нужно только достаточно долго идти. (Л. Кэрролл) Кто из нас не был новичком? Сколько ошибок приходится совершать по неопытности! Мастерство приходит с опытом, а опыт нарабатывается постепенно. Однако главная (если не единственная) ошибка особенно в начале карьерного пути - не исправлять своих прош ...