Поведенческая теория личности
Страница 2

Психология » Теории личности » Поведенческая теория личности

В качестве элементов личности в бихивиористской теории личности выступают рефлексы или социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (т.е. свойств, характеристик, черт личности), присущи конкретному человеку, определяется его социальным опытом. Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают. Если вы воспитывались в доброй, спокойной семье и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека, а если вы грустны и печальны, или отличаетесь повышенной ранимостью, то это также не ваша вина; вы - продукт общества, воспитания.

Важно подчеркнуть, что проблема подкрепления у бихевиористов не сводиться только к пище. Представители этого направления утверждают, что для человека существует своя экологически валидная иерархия подкреплений. На ребенка наиболее мощным, после пищевого, подкреплением является активное подкрепление (смотря телевизор, видео), затем - манипулятивное (поиграть, порисовать), далее - посессиальное (от англ. - владеть) подкрепление (посидеть на папином стуле, надеть мамину юбку) и, наконец - социальное подкрепление (похвалить, обнять, ободрить и т.д.).

Если в рамках рефлекторного направления в поведенческой теории фактически отрицается существование определенных блоков личности, то представители наученческого направления считают выделение таких блоков вполне возможным.

Поведенческая модель выделяет три основных концептуальных блока личности. Основной блок - самоэффективность, которая является своего рода когнитивным конструктом "могу-не могу).А. Бандура определял эту структуру как веру, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешностью усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение: "могу", то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: "не могу", - то он отказывается от выполнения этого действия или от его усвоения. По мнению Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может, а чего не может сделать:

Прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог, то сейчас, по видимому смогу;

Самоинструкция; например, "я могу это сделать!";

Повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);

(самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и т.д.); например, "если другие могут, то и я смогу!".

Дж. Роттер выделяет 2 основных внутренних блока личности - субъективную значимость (структура, оценивающая предстоящее подкрепление) и доступность (структура, связанная с ожиданием получения подкрепления на основе прошлого опыта). Эти блоки не функционируют самостоятельно, а образуют более общий блок, называемый поведенческим потенциалом, или блоком когнитивной мотивации.

Целостность свойств личности проявляется в единстве действия блоков субъективной значимости и доступности. Люди, которые не видят связи между своим поведением и их результатами, по мнению Роттера, имеют внешний, или экстернальный локус контроля. "Экстерналы" - это люди, которые не управляют ситуацией и надеются в своей жизни на авось. Люди, которые видят четкую связь между своим поведением и результатами своего поведения, имеют внутренний, или интернальный "локус контроля". "Интерналы" - это люди, которые управляют ситуацией, контролируют ее, она им доступна.

Таким образом, в рамках данного подхода, личность - это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов, самоэффективности, субъективной значимости и доступности - с другой. Согласно иерархии рефлексов или социальных навыков, в которых ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

Страницы: 1 2 


Замкнутые дети
1) Замкнутый – отчуждённый, сдержанный, отдалённый. Замкнутый ребёнок – отдалённый ребёнок, испытывающий потребность в отдалении от слишком болезненного для него мира. 2) Причины нарушений. Застенчивый ребёнок знает, как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти умения. Замкнутый же ребёнок не хочет и не знает, как об ...

Соотнесение представлений о конфликте и его функциях в различных концепциях и типология конфликтов учения-обучения
Из анализа концепций, изучающих конфликт, ясно, что можно расположить тот или иной подход в наборе поляризаций и характеристик определений, явно или имплицитно принятых концепцией. Основные отношения к конфликту как феномену и механизму разворачиваются в следующих поляризациях: естественное – искусственное отношение, определение продук ...

Выводы
На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы: Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о т ...