Диспозициональная теория личности
Страница 3

Психология » Теории личности » Диспозициональная теория личности

Формально-динамические свойства личности являются темпераментом в узком, истинном смысле этого слова, поскольку представляют собой обобщенные врожденные свойства функциональных систем поведения человека (Русалов В.М., 1999).

По В.Д. Небылицыну, темперамент с формально-динамической точки зрения представляет собой две взаимосвязанных подструктуры: активность и эмоциональность (Небылицын В.Д., 1990). Определенные соотношения активности и эмоциональности образуют формально-динамические типы темперамента. Активность - мера энерго-динамической напряженности в процессе взаимодействия человека со средой, которая включает в себя эргичность, пластичность и скорость поведения человека. Эмоциональность - характеристика человека со стороны чувствительности (реактивности, ранимости) к неудачам.

Следует отметить, что в рамках диспозиционального подхода фактически отсутствует в качестве самостоятельного такое важнейшее личностное образование, как характер. Данное понятие часто отождествляет с общим понятием личности, особенно в клинике, или с понятием характера, принятым в деятельном подходе, сводящем его к морально-волевой сфере человека. По мнению Г. Оллпорта, характер - это социальная оценка личности, а не самостоятельная структура внутри личности.

Целостность поведения человека характеризуется через пропиум. Человек с развитым пропиумом называется зрелой личностью. Зрелая личность обладает следующими свойствами:

имеет широкие границы "Я", может посмотреть на себя со стороны;

способна к теплым, сердечным, дружеским отношениям;

имеет положительное представление о самой себе, способна терпимо относиться к раздражающим ее явлениям, а также к собственным недостаткам;

адекватно воспринимает действительность, обладает квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности, имеет четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях;

способна к самопознанию, имеет четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях;

обладает цельной жизненной философией.

Таким образом, в рамках диспозиционального подхода личность - это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных проприума. Структура личности - это организованная иерархия отдельных биологически детермированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих проприум человека. [4]

Страницы: 1 2 3 


Основные виды умственных операций.
К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция. Сравнение. Операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира называется сравнением. Когда мы смотрим на два предмета, мы всегда замечаем, в чем они похожи или в чем они различа ...

Проблемы исследования и коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эмоции и их комплексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» э ...

Практика социальной работы с детьми алкоголиков в Сосенском муниципальном центре социальной помощи семье и детям «Ровесник». Система работы с детьми из семей алкоголиков в Социально-реабилитационном
Сосенский муниципальный центр социальной помощи семье и детям «Ровесник» открыт Постановлением Главы МО в сентябре 2001 года. Учредителем Центра «Ровесник» является Администрация МО «г. Сосенский» Цель создания: Предоставление комплексной помощи семьям и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях и нуждающимся в социальной подде ...