Теории гибкой и множественной селекции
Страница 4

Психология » Современные теории внимания » Теории гибкой и множественной селекции

Характеристики автоматических и контролируемых процессов

Xарактеристика

Автоматические

процессы

Контролируемые процессы

Центральная емкость

Не требуется

Требуетется

Управление, контроль

Частичный

Полный

Неделимость

Целостные

Фрагментарные

Практика

Приводит к постепенному улучшению

Сказывается незначительно

Модификация

Затруднительна

Легкая

Последовательно-параллельная зависимость

Параллельно-зависимые

Последовательно-зависимые

Долговременное запоминание

Незначительное или отсутствует

Значительное

Уровень

продуктивности

высокий

Низкий, за исключением

простых задач

Простота

Нерелевантна

Нерелевантна

Осознание

Низкое

Высокое

Внимание

Не требуется, но может быть привлечено

Требуется

К первому классу относятся те процессы, которые разворачиваются благодаря функционированию врожденных, или предпрограммных структур. Результаты и ход таких процессов если и осознаются, то в незначительной степени и с большим трудом.

Автоматические процессы второго класса изначально осознаваемы и контролируемы, но благодаря длительной тренировке или научению становятся бессознательными и автоматическими. В отличие от автоматической переработки первого вида, они могут быть легко перенесены в план сознательной регуляции, а значит и переделаны в соответствии с конкретной целью и ситуацией

Авторы вышеприведенной таблицы подчеркивают, что ни одна из указанных характеристик не является необходимым и достаточным основанием различения двух видов переработки, хотя наиболее предпочтительными среди них в этом смысле являются управление, внимание и требования к ресурсам. Поскольку селективное внимание может быть как автоматическим, так и контролируемым процессом, для него список надежных критериев различения сокращается Мы не можем сказать, что внимание может требовать и не требовать внимания. Если же отождествить внимание с ресурсами центральной емкости или с усилием, то этот список сократится в еще большей степени.

Страницы: 1 2 3 4 


Выводы
В данной главе мы провели эмпирические исследования на основе двух методик: методика диагностики направленности личности в общении и методики диагностики межличностного общения в группе. Результаты исследования показывают как меняется направленность личности с течением обучения в ВУЗе. На первом и втором курсе студенты ориентированы н ...

Типичные ошибки семейного воспитания
На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказавших негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление воспитателем дов ...

Предупреждение прямых и косвенных десоциализирующих влияний семьи
С учетом достаточно большого количества причин, обусловливающих функциональную несостоятельность семьи, существуют весьма разнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. Мы, в свою очередь, в качестве системообразующего критерия при составлении типологии функционально несостоятельных семей используем характер десоциализир ...