Характеристики автоматических и контролируемых процессов
Xарактеристика |
Автоматические процессы |
Контролируемые процессы |
Центральная емкость |
Не требуется |
Требуетется |
Управление, контроль |
Частичный |
Полный |
Неделимость |
Целостные |
Фрагментарные |
Практика |
Приводит к постепенному улучшению |
Сказывается незначительно |
Модификация |
Затруднительна |
Легкая |
Последовательно-параллельная зависимость |
Параллельно-зависимые |
Последовательно-зависимые |
Долговременное запоминание |
Незначительное или отсутствует |
Значительное |
Уровень продуктивности |
высокий |
Низкий, за исключением простых задач |
Простота |
Нерелевантна |
Нерелевантна |
Осознание |
Низкое |
Высокое |
Внимание |
Не требуется, но может быть привлечено |
Требуется |
К первому классу относятся те процессы, которые разворачиваются благодаря функционированию врожденных, или предпрограммных структур. Результаты и ход таких процессов если и осознаются, то в незначительной степени и с большим трудом.
Автоматические процессы второго класса изначально осознаваемы и контролируемы, но благодаря длительной тренировке или научению становятся бессознательными и автоматическими. В отличие от автоматической переработки первого вида, они могут быть легко перенесены в план сознательной регуляции, а значит и переделаны в соответствии с конкретной целью и ситуацией
Авторы вышеприведенной таблицы подчеркивают, что ни одна из указанных характеристик не является необходимым и достаточным основанием различения двух видов переработки, хотя наиболее предпочтительными среди них в этом смысле являются управление, внимание и требования к ресурсам. Поскольку селективное внимание может быть как автоматическим, так и контролируемым процессом, для него список надежных критериев различения сокращается Мы не можем сказать, что внимание может требовать и не требовать внимания. Если же отождествить внимание с ресурсами центральной емкости или с усилием, то этот список сократится в еще большей степени.
Психологическая характеристика этапа анализа результатов деятельности
Педагогу необходимо осознавать результаты своей деятельности. Процессы осознания присутствуют в условиях каждой проблемной ситуации, и сознательное постижение проблемы открывает ее для последующего мышления. В этом смысле осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, то рефлексия, напротив, чл ...
Заключение.
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Карл Маркс и Франк Энгельс отмечали в связи с этим: «…действительное духовное богатство индивида всецело зависеть от богатства его действительных отношений…». Исторический опыт и повседневная практ ...
Клептомания
Клептомания
- форма поведенческой зависимости, болезненное состояние. Название: “Клептомания” происходит от греч. klepto - краду, похищаю и mania - безумие. Неосознанное, немотивированное стремление к воровству, известно психиатрам довольно давно. Как считают ученые, клептоман испытывает от воровства «кайф» и живет им, как наркоман на ...