Теории гибкой и множественной селекции
Страница 4

Психология » Современные теории внимания » Теории гибкой и множественной селекции

Характеристики автоматических и контролируемых процессов

Xарактеристика

Автоматические

процессы

Контролируемые процессы

Центральная емкость

Не требуется

Требуетется

Управление, контроль

Частичный

Полный

Неделимость

Целостные

Фрагментарные

Практика

Приводит к постепенному улучшению

Сказывается незначительно

Модификация

Затруднительна

Легкая

Последовательно-параллельная зависимость

Параллельно-зависимые

Последовательно-зависимые

Долговременное запоминание

Незначительное или отсутствует

Значительное

Уровень

продуктивности

высокий

Низкий, за исключением

простых задач

Простота

Нерелевантна

Нерелевантна

Осознание

Низкое

Высокое

Внимание

Не требуется, но может быть привлечено

Требуется

К первому классу относятся те процессы, которые разворачиваются благодаря функционированию врожденных, или предпрограммных структур. Результаты и ход таких процессов если и осознаются, то в незначительной степени и с большим трудом.

Автоматические процессы второго класса изначально осознаваемы и контролируемы, но благодаря длительной тренировке или научению становятся бессознательными и автоматическими. В отличие от автоматической переработки первого вида, они могут быть легко перенесены в план сознательной регуляции, а значит и переделаны в соответствии с конкретной целью и ситуацией

Авторы вышеприведенной таблицы подчеркивают, что ни одна из указанных характеристик не является необходимым и достаточным основанием различения двух видов переработки, хотя наиболее предпочтительными среди них в этом смысле являются управление, внимание и требования к ресурсам. Поскольку селективное внимание может быть как автоматическим, так и контролируемым процессом, для него список надежных критериев различения сокращается Мы не можем сказать, что внимание может требовать и не требовать внимания. Если же отождествить внимание с ресурсами центральной емкости или с усилием, то этот список сократится в еще большей степени.

Страницы: 1 2 3 4 


Программа игровой коррекции нарушений развития свойств субъекта самосознания и общения у социально и педагогически запущенных детей
Цель данной программы: устранение искажений эмоционального реагиро­вания и стереотипов поведения, реконструкция полно­ценных контактов ребенка со сверстниками, гармониза­ция образа «Я» ребенка. Задачи: 1. Формирование социального доверия. 2. Развитие социальной активности детей. З. Развитие социальных эмоций. 4. Развитие коммуникат ...

Исследование Я-концепции и личностных особенностей детей вынужденных переселенцев. Условия, в которых происходят адаптационные процессы у вынужденных переселенцев и членов их семей
Миграционное поведение переселенцев в своей основе имеет определенный мотив, направляющий его: переселенец желает получить равноправие с коренными жителями, тем самым, подводя базу под право на собственность, право на работу, отдых, образование, жилье и другие социальные блага. На этом правовом поле существенно пересекаются, если не ста ...

Что же нужно, чтобы добиться успеха в руководстве организацией? Беседы с сотрудниками
Визитная карточка руководителя - умение расположить к себе. С каждым сотрудником Вы должны беседовать, как минимум, два раза в год. Идеально, если Вы смогли бы это делать примерно два раза в квартал. Это занимает гораздо меньше времени, чем Вы предполагаете. Но затраченное Вами время на беседы обязательно оправдается. Что дает беседа? ...