Исходя из этого, объяснение причин нарушений поведения должно строиться с точки зрения факторов как внутренней (состояние субъекта), так и внешней (окружение) ситуации и их динамического взаимодействия. С этой точки зрения агрессивная модель поведения может быть как мотивированной (в случае осознания источника депривации, фрустрации или неприятия условий удовлетворения потребности), так и немотивированной (при вытесненной агрессивности, состоянии аффекта и пр.).
Обобщив вышеизложенное, можно понять, что:
1) Схема изучения любого психического явления (феномена), в том числе и поведения, должна предполагать присутствие, по крайней мере, трех элементов: феноменологии, этиологии, профилактики и коррекции (принцип комплексности).
2) Объяснение особенностей поведения и его нарушений должно быть психологическим, т. е. пониматься и интерпретироваться исходя из представлений, восприятия и отражения человеком собственного психического состояния и особенностей окружения (принцип детерминизма).
3) Наряду с обобщенной классификацией нарушений поведения необходимо использование простой типологической схемы (симптомокомплексов) наблюдаемых психологических феноменов и явлений, выделение и описание частных конструктивных элементов, позволяющих объяснить каждое конкретное нарушение (принцип системности).
4) Согласно принципу целостности, если научное познание любого психического феномена состоит в раскрытии существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей (отношений) между психическими явлениями, то оно требует описания психологических закономерностей взаимодействия конструктов и их элементов, выделенных в результате анализа. Поэтому нарушения поведения как психическое явление должно изучаться в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых они существуют как целостная система.
5) При рассмотрении психологических причин нарушений поведения необходимо учитывать индивидуально-личностные характеристики ребенка в их взаимосвязи и с учетом динамики их развития в онтогенезе (принцип развития).
Таким образом, всестороннее осмысление проблемы нарушений поведения, понимание природы детской агрессивности должны основываться на учете онтогенетических особенностей регуляции поведения в целом, половозрастных различий в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, в частности, а также влияния специфики семейного воспитания и социальной адаптированности ребенка.
Именно так можно изучить механизм и объяснить взаимосвязи нарушений в регуляторных функциях психологической (мотивация, эмоции, воля, мораль) и социальной (воспитание, адаптация) структур личности ребенка и нарушений поведения[ 9, с. 23].
Эффективность коррекции нарушений поведения есть результат системного воздействия и изменения мотивационного, эмоционального, волевого и нравственного компонентов регуляции с учетом взаимосвязанных отношений между ними.
В связи с этим необходимы социальные, психологические и иные критерии для оценки его выраженности.
В отечественной литературе принято выделять непатологические и патологические формы девиантного поведения. Непатологические девиации — это нарушения поведения у психически здорового человека.
В любом случае девиантное поведение сохраняет свою связь с половозрастными особенностями личности и ее непатологическими отклонениями, к числу которых применительно к детям можно отнести:
Ø психологические особенности возрастного развития;
Ø возрастные непатологические ситуационно-личностные реакции;
Ø особенности характера;
Ø социально-педагогическую запущенность.
Патологические формы девиантного поведения — понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской и подростковой психиатрии пограничных нервно-психических нарушениях, как патологические ситуационно-личностные реакции, психогенные патологические формирования личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержка темпа психического развития.
Для характеристики второй группы нарушений поведения нужны медицинские критерии, так как речь в этом случае идет о клиническом проявлении заболевания в их непсихотических и психотических формах проявления.
Анализ классификаций показывает, что вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками нарушений поведения.
Агрессивность
условно можно разделить на разные категории.
По направленности на объект
разделяют:
на внешнюю (гетеро), характеризующуюся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия).
Методы математико-статистической обработки данных
На заключительном этапе исследования нами был проведен сравнительный анализ результатов полученных по контрольной и экспериментальной группе, при помощи математико-статистического метода t-критерий Стьюдента. Наиболее часто t-критерии применяются для проверки равенства средних значений в двух выборках.
Все разновидности критерия Стьюде ...
Эмпирическоое
исследование взаимодействия студентов со своим окружением. Организация
и методы исследований
На базе физико-математического факультета среди студентов первого, второго, третьего, четвертого и пятого курсов в количестве 20 человек с каждого курса были проведены исследования, с целью выявления направленности личности в общении и межличностного поведения человека в группе.
Для работы были подобраны две методики: методика диагност ...
Характеристики коллектива (воинского), его формирование и управление.
Основными характеристиками и одновременно (что немаловажно) необходимыми условиями формирования и управления коллектива являются:
· Общие, социально одобряемые цели и задачи совместной деятельности.
· Наличие четко сформированных критериев эффективности управления коллективом (группой).
· Наличие сильного лидера, заинтересованного в ...