Зависимость агрессивного поведения от типов темперамента
Страница 2

Психология » Агрессия и темперамент » Зависимость агрессивного поведения от типов темперамента

Исходя из этого, объяснение причин нарушений поведения должно строиться с точки зрения факторов как внутренней (состояние субъекта), так и внешней (окружение) ситуации и их динамического взаимодействия. С этой точки зрения агрессивная модель поведения может быть как мотивированной (в случае осознания источника депривации, фрустрации или неприятия условий удовлетворения потребности), так и немотивированной (при вытесненной агрессивности, состоянии аффекта и пр.).

Обобщив вышеизложенное, можно понять, что:

1) Схема изучения любого психического явления (феномена), в том числе и поведения, должна предполагать присутствие, по крайней мере, трех элементов: феноменологии, этиологии, профилактики и коррекции (принцип комплексности).

2) Объяснение особенностей поведения и его нарушений должно быть психологическим, т. е. пониматься и интерпретироваться исходя из представлений, восприятия и отражения человеком собственного психического состояния и особенностей окружения (принцип детерминизма).

3) Наряду с обобщенной классификацией нарушений поведения необходимо использование простой типологической схемы (симптомокомплексов) наблюдаемых психологических феноменов и явлений, выделение и описание частных конструктивных элементов, позволяющих объяснить каждое конкретное нарушение (принцип системности).

4) Согласно принципу целостности, если научное познание любого психического феномена состоит в раскрытии существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей (отношений) между психическими явлениями, то оно требует описания психологических закономерностей взаимодействия конструктов и их элементов, выделенных в результате анализа. Поэтому нарушения поведения как психическое явление должно изучаться в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых они существуют как целостная система.

5) При рассмотрении психологических причин нарушений поведения необходимо учитывать индивидуально-личностные характеристики ребенка в их взаимосвязи и с учетом динамики их развития в онтогенезе (принцип развития).

Таким образом, всестороннее осмысление проблемы нарушений поведения, понимание природы детской агрессивности должны основываться на учете онтогенетических особенностей регуляции поведения в целом, половозрастных различий в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, в частности, а также влияния специфики семейного воспитания и социальной адаптированности ребенка.

Именно так можно изучить механизм и объяснить взаимосвязи нарушений в регуляторных функциях психологической (мотивация, эмоции, воля, мораль) и социальной (воспитание, адаптация) структур личности ребенка и нарушений поведения[ 9, с. 23].

Эффективность коррекции нарушений поведения есть результат системного воздействия и изменения мотивационного, эмоционального, волевого и нравственного компонентов регуляции с учетом взаимосвязанных отношений между ними.

В связи с этим необходимы социальные, психологические и иные критерии для оценки его выраженности.

В отечественной литературе принято выделять непатологические и патологические формы девиантного поведения. Непатологические девиации — это нарушения поведения у психически здорового человека.

В любом случае девиантное поведение сохраняет свою связь с половозрастными особенностями личности и ее непатологическими отклонениями, к числу которых применительно к детям можно отнести:

Ø психологические особенности возрастного развития;

Ø возрастные непатологические ситуационно-личностные реакции;

Ø особенности характера;

Ø социально-педагогическую запущенность.

Патологические формы девиантного поведения — понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской и подростковой психиатрии пограничных нервно-психических нарушениях, как патологические ситуационно-личностные реакции, психогенные патологические формирования личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержка темпа психического развития.

Для характеристики второй группы нарушений поведения нужны медицинские критерии, так как речь в этом случае идет о клиническом проявлении заболевания в их непсихотических и психотических формах проявления.

Анализ классификаций показывает, что вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками нарушений поведения.

Агрессивность

условно можно разделить на разные категории.

По направленности на объект

разделяют:

на внешнюю (гетеро), характеризующуюся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Фрустрация
Фрустрация – «психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели» [11; 381]. Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности, уходом от трудной ситуации (в том числе переносом действий в воображаемый план), снижением сложности поведения (иногда до уровня глуб ...

"Синдром помощницы"
Любого незаменимого можно заменить другим незаменимым. Чтобы Вас воспринимали не как Золушку, а как лидера, говорите о Ваших успехах, а не о том, чего они Вам стоили, что Вам пришлось для этого испытать и пережить. Осознайте, что так говорят те женщины, которые делают ставку на деловой квалификации, производительности своего труда и н ...

Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий формирования социально-психологического типа личности подростка.
Подготовительный этап условий формирования социально – психологического типа личности. На данном этапе педагогической деятельности педагогу приходится, в первую очередь, формулировать для себя и для обучаемых педагогические цели и задачи. Они представляют собой иерархию как общих целей школы, системы образования, общества, так и частны ...