Зависимость агрессивного поведения от типов темперамента
Страница 5

Психология » Агрессия и темперамент » Зависимость агрессивного поведения от типов темперамента

Особенности эмоционально-волевой регуляции этих детей состоят в неумении владеть собственными эмоциями, фрустрационной неустойчивостью, плохом самообладании, стремлениях к гомеостатическому комфорту, эмоциональным переживаниям гедонистического типа; подозрительностью, враждебностью.

Особенностью этих детей является «мимозоподобность», болезненная ранимость и впечатлительность. Робкие, стеснительные и боязливые, они постоянно испытывают страхи и беспокойство, не верят в свои силы, не умеют налаживать контакты с окружающими, отстаивать свои интересы и добиваться поставленных целей. Спасаясь от ранящей действительности, они пол-11остью уходят в мир вымыслов и фантазий, тем самым стремясь компенсировать себя за неудачи в реальной жизни.

Флегматики.

Отличительной особенностью таких детей является тоскливое настроение, угнетенное состояние, подавленность, сниженная психическая и двигательная активность, склонность к соматическим нарушениям. Для них свойственна более слабая адаптация к ситуационным событиям, всевозможным психотравмирующим переживаниям. Любая сколько-нибудь напряженная деятельность для них трудна, неприятна, протекает с чувством чрезмерного психического дискомфорта, быстро утомляет, вызывает ощущение полного бессилия и истощения.

Нарушения депрессивного характера могут сопровождаться идеями самообвинения, самоунижения, суицидальными мыслями и действиями, аутоагрессией.

Все обозначенные группы агрессивных подростков имеют и рко выраженные нарушения в нравственной сфере. В частности, подростки с психотическими тенденциями склонны к непостоянству, уклонению от выполнения своих обязанностей, игнорированию социальных правил, требований и норм. Пренебрежительно относятся к моральным ценностям. Такие характеристики присущи асоциальным психопатам, правонарушителям и людям с низкими моральными качествами. У подростков с невротическими и депрессивными тенденциями существует внутриличностный конфликт внутри «Сверх-Я» самостоятельно сформированными и конвенциональными моральными критериями поведения (совестливостью и чувством вины).

Экстраверты

. Особенностью этих детей является активность, честолюбие, стремление к общественному признанию, лидерству. Их отличает почти неиссякаемая энергия, стеничность, предприимчивость, активное достижение целей. Привлекает активная, предпочтительно физическая деятельность. Эти дети общительны, имеют много друзей, в дружбе заботливы и отзывчивы, легко адаптируются в любом коллективе, охотно берут на себя роль лидера, умеют сплотить людей, увлечь за собой. Обычно их слушаются и подчиняются их требованиям. Этот тип детей отличает высокая адаптивность и гибкость поведения.

Для них характерно стремление к праздности и развлечениям, тяга к острым, возбуждающим впечатлениям. Они часто рискуют, действуют импульсивно и необдуманно, легкомысленно и беззаботно из-за низкого самоконтроля влечений. Поскольку контроль над желаниями и поступками ослаблен, они часто бывают агрессивны и вспыльчивы.

Холерики.

Главной чертой этих детей является постоянно повышенный фон настроения (отрицательная корреляционная связь с депрессивностью). Их отличает активность, энергичность, предприимчивость, целеустремленность, инициативность, общительность.

Вместе с тем такие дети авантюристичны и склонны к риску, плохо переносят любую гиперопеку, не терпят и бурно реагируют на нотации, нравоучения и призывы к дисциплине. Им чужды скромность и угрызение совести, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань между дозволенным и запрещенным. Высокое самомнение приводит к тому, что любая критика, особенно со стороны старших, чаще всего вызывает раздражение и обиду. В коллективе сверстников такие подростки стремятся занять лидирующее положение, однако из-за своего легкомыслия, неустойчивости интересов и высокомерия не могут удержаться в роли лидера очень долго. Для них характерны правонарушения, бродяжничество, сексуальные девиации. Это - дети с высоким уровнем активности. К этой категории относятся дети деятельные, предприимчивые, активные, инициативные, постоянно стремящиеся к достижениям и успеху. Они с трудом переносят пассивность, их тянет к любой, предпочтительно физической деятельности. Обладают высокой фрустрационной толерантностью и сильной волей[ 16, с.38].

Общим для всех перечисленных выше категорий детей является то, что предрасположенностью к физической агрессии отличаются мальчики экстравертированного типа с высоким уровнем общей активности, а также девочки с высоким уровнем эмоциональной устойчивости. Склонностью к вербальной агрессии выделяются девочки с высоким уровнем эмоциональной стабильности, мальчики экстравертированного типа, а также с выраженным стеническим профилем эмоционального реагирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Становление етской практической психологии за рубежом и в России
Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл был учеником В. Вундта. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось и ...

Понятие профессиональной зрелости коллектива
Руководителей-практиков давно волнует вопрос о том, как измерить степень зрелости той или иной рабочей группы, перевести качественную характеристику в количественные показатели. Интересную методику разработали немецкие специалисты В. Зигерт и Л. Ланг[1] - оценку по четырехбалльной шкале степени интенсивности 21 негативного признака. К и ...

Виды психологических игр
Психологические игры являются одной из форм снятия внутрипсихического напряжения. Понятие психологической игры было введено Э. Берном как одна из шести основных форм структурирования времени: деятельность -ритуал -игра -времяпрепровождение -отдых -искренние отношения. [11, с.95]. Общую схему психологического содержания игры можно пред ...