Психологические особенности юношеского возраста. Юность как возрастной этап психического развития
Страница 2

Психология » Особенности фрустрации в юношеском возрасте » Психологические особенности юношеского возраста. Юность как возрастной этап психического развития

В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. В юности от­крытие себя как неповторимой индивидуальности нераз­рывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессе самоанали­за, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элемен­том социально-нравственного или личностного самоопределения. Многие психологи именно самоопределение рас­сматривают как основное новообразование, итожащее ран­нюю юность. И.В. Дубровина: «Поскольку мы не разделяем бытующего мнения о том, что в ранней юности завершается процесс личностного развития, и поскольку, с нашей точки зрения, процессы личностного и жизненного самоопределения осу­ществляются и в последующих возрастах, мы полагаем, что главным новообразованием ранней юности является готов­ность (способность) к личностному и жизненному самоопре­делению»[1].

Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представле­нию об идентичности - понятию, наиболее часто встреча­ющемуся при описании этого возраста зарубежными ис­следователями. Известнейший американский психолог Э.Эриксон, который ввел в обиход это понятие, понимает идентичность как тождественность человека самому себе и целостность. Идентичность - это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я, независимо от изменения ситуации. Юность Э.Эриксон связывает с кризисом идентичности, который «происходит в тот период жизненного цикла, когда каж­дый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым со­вершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он должен опреде­лить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обострен­ного чувства ожидают от него другие»[2].

Если молодой человек успешно справляет­ся с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает «путаница ролей», или «спу­танная идентичность». Часто «спутанная идентичность» бы­вает результатом трудного детства или тяжелого быта. Исследования показали, например, что девушки, проявляющие в этом возрасте сексуальную рас­пущенность, очень часто обладают фрагментарным пред­ставлением о своей личности и свои беспорядочные поло­вые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уров­нем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях юноши и девушки стремятся к «негативной идентичности», т. е. отождествляют себя с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители, друзья. По мне­нию Э. Эриксона, в поиске собственной идентичности луч­ше даже идентифицировать себя с хиппи, с малолетним преступником, даже с наркоманом, чем вообще не обрести своего Я, своей идентичности.

Особенностью юности можно назвать близость ее к истории страны, особенную созвучность эпохе. И.В. Дубровина отмечает, что люди, как правило, на всю жизнь сохраняют любовь к той музыке, которую открыли для себя и полюбили в юности, к тому стилю в одежде, который тогда доминировал, к тому типу женской и мужской красоты, который был в цене и кото­рый олицетворялся в любимых актрисах и актерах, нако­нец, к тем ценностям и идеалам, которым были привер­жены, входя во взрослую жизнь.

Страницы: 1 2 3


Лечение клептомании
Излечение возможно! Современная психологическая практика уже позволяет во многих случаях надеяться на позитивное решение проблемы. Сейчас наработан огромный опыт в реальной практической помощи людям, страдающих различными навязчивыми состояниями. Поскольку программа клептоманического поведения формируется в раннем детстве, то для перефо ...

Психологическая культура этноса
Как известно, понятие культуры имеет несколько значений. Два из них являются основными: 1. культура как результат материальной и духовной деятельности людей; 2. культура как уровень развития, степень совершенствования различных сфер жизни и деятельности. Психологическая культура - совокупность имеющихся у индивида, группы или этноса пр ...

Семейные традиции
Ещё до первого контакта с алкоголем «семейные традиции» могут навязать личности потребление алкоголя как единственный способ не только отмечать особые события жизни, праздники, но и реагировать на другие события в жизни – печальные и радостные, значительные и незначительные, «отмечать» пустые м переполненные впечатлениями периоды жизни. ...