Программа игровой коррекции нарушений развития свойств субъекта самосознания и общения у социально и педагогически запущенных детей
Страница 1

Психология » Социальная реабилитация детей из семей алкоголиков » Программа игровой коррекции нарушений развития свойств субъекта самосознания и общения у социально и педагогически запущенных детей

Цель данной программы: устранение искажений эмоционального реагиро­вания и стереотипов поведения, реконструкция полно­ценных контактов ребенка со сверстниками, гармониза­ция образа «Я» ребенка.

Задачи:

1. Формирование социального доверия.

2. Развитие социальной активности детей.

З. Развитие социальных эмоций.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Формирование адекватной самооценки детей.

6. Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

Предмет коррекции: свойства субъекта самосознания и об­щения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Средства коррекции: детская игра, элементы психогимна­стики, специальные приемы неигрового типа, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков об­щения, способности к эмоциональной децентрации (разо-тождествлению себя с каким-либо негативным состоянием).

Этапы коррекции:

I . Ориентировочный (3—4 занятия).

II. Реконструктивный (6—7 занятий).

III. Закрепляющий (2—3 занятия).

Содержание программы I этап работы — ориентировочный

1-е занятие.

Посвящено знакомству детей друг с другом. Дети са­дятся полукругом на стульчики около ведущего. Всем уча­стникам взрослый предлагает назвать себя любым име­нем, которое сохраняется за ребенком на все время заня­тий. Социальный педагог предлагает детям выбрать для себя любое имя или название животного (что имеет кор-рекционный и диагностический смысл).

Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я» и надеть на себя другую маску. Дети часто выбирают имена друзей, на­звания животных, которые бывают глубоко символичными.

В диагностическом смысле выбор не своего имени — признак неприятия себя. Таким способом у ребенка про­является ощущение собственного неблагополучия. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта иден­тификации. Педагог также называет себя.

На первом занятии не надо выяснять, почему ребенок назвал себя по-другому, так как это может отпугнуть ре­бенка. Этот вопрос можно обсудить потом.

После такого знакомства ведущий предлагает детям игру «Жмурки». Веселая, азартная, она снимает первоначаль­ную настороженность ребенка. В то же время эта игра — хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые отношения со­подчинения. Если дети играют активно, т.е. сами выбира­ют водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа действительно активна и взрослый занимает пози­цию пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура.

Затем педагог предлагает детям игру «Паровозик».

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение стра­хов, сплочение группы, усиление произвольного контро­ля, развитие умения подчиняться требованиям одного.

Ход игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с «вагончи­ками» различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойная и объединяющая. Поэтому можно пред­ложить детям встать в круг («хоровод») и взять друг дру­га за руки. Выбранная форма окончания занятий останет­ся неизменной и превратится в ритуал.

2-е занятие.

Если группа активна, то продолжить курс спонтанных игр. В ходе игры в детском коллективе возникает иерар­хия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся иерархия поддержива­ет других и таким образом способствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточне­ния психологического диагноза членов группы и для на­копления того группового опыта общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрируя его положительные и отрицательные стороны детям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Физиологические теории эмоций
Один из первых серьезных исследователей, чье внимание привлекли эмоциональные явления, точнее их внешнее выражение в поведении, - создатель теории естественного отбора Чарльз Дарвин. В 1872 году он сформулировал три принципа выражения эмоций: 1) принцип полезных ассоциированных привычек (полезные, то есть удовлетворяющие определенные по ...

Определение, виды и функции внимания и деятельности
Интенсивность (или напряженность), распределение внимания, его устойчивость и отвлеченность и, наконец, переключение внимания. А) Сосредоточенность (или концентрация) внимания — это выделение ограниченного круга объектов, на которые оно направлено. Чем уже круг объектов внимания, тем оно сосредоточеннее (концентрирование). Физиологиче ...

Исследование уровня эмпатии в педагогическом коллективе
В ходе диагностики мы получили данные, которые представлены на рисунке 16, индивидуальные показатели изображены в Приложении 13. Рис. 16. Показатели уровня эмпатии среди испытуемых (в %) Выводы по методике: рассматривая процентное соотношение представленных показателей, мы можем заключить, что в исследуемом педагогическом коллектив ...