Программа игровой коррекции нарушений развития свойств субъекта самосознания и общения у социально и педагогически запущенных детей
Страница 1

Психология » Социальная реабилитация детей из семей алкоголиков » Программа игровой коррекции нарушений развития свойств субъекта самосознания и общения у социально и педагогически запущенных детей

Цель данной программы: устранение искажений эмоционального реагиро­вания и стереотипов поведения, реконструкция полно­ценных контактов ребенка со сверстниками, гармониза­ция образа «Я» ребенка.

Задачи:

1. Формирование социального доверия.

2. Развитие социальной активности детей.

З. Развитие социальных эмоций.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Формирование адекватной самооценки детей.

6. Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

Предмет коррекции: свойства субъекта самосознания и об­щения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Средства коррекции: детская игра, элементы психогимна­стики, специальные приемы неигрового типа, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков об­щения, способности к эмоциональной децентрации (разо-тождествлению себя с каким-либо негативным состоянием).

Этапы коррекции:

I . Ориентировочный (3—4 занятия).

II. Реконструктивный (6—7 занятий).

III. Закрепляющий (2—3 занятия).

Содержание программы I этап работы — ориентировочный

1-е занятие.

Посвящено знакомству детей друг с другом. Дети са­дятся полукругом на стульчики около ведущего. Всем уча­стникам взрослый предлагает назвать себя любым име­нем, которое сохраняется за ребенком на все время заня­тий. Социальный педагог предлагает детям выбрать для себя любое имя или название животного (что имеет кор-рекционный и диагностический смысл).

Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я» и надеть на себя другую маску. Дети часто выбирают имена друзей, на­звания животных, которые бывают глубоко символичными.

В диагностическом смысле выбор не своего имени — признак неприятия себя. Таким способом у ребенка про­является ощущение собственного неблагополучия. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта иден­тификации. Педагог также называет себя.

На первом занятии не надо выяснять, почему ребенок назвал себя по-другому, так как это может отпугнуть ре­бенка. Этот вопрос можно обсудить потом.

После такого знакомства ведущий предлагает детям игру «Жмурки». Веселая, азартная, она снимает первоначаль­ную настороженность ребенка. В то же время эта игра — хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые отношения со­подчинения. Если дети играют активно, т.е. сами выбира­ют водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа действительно активна и взрослый занимает пози­цию пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура.

Затем педагог предлагает детям игру «Паровозик».

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение стра­хов, сплочение группы, усиление произвольного контро­ля, развитие умения подчиняться требованиям одного.

Ход игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с «вагончи­ками» различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойная и объединяющая. Поэтому можно пред­ложить детям встать в круг («хоровод») и взять друг дру­га за руки. Выбранная форма окончания занятий останет­ся неизменной и превратится в ритуал.

2-е занятие.

Если группа активна, то продолжить курс спонтанных игр. В ходе игры в детском коллективе возникает иерар­хия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся иерархия поддержива­ет других и таким образом способствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточне­ния психологического диагноза членов группы и для на­копления того группового опыта общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрируя его положительные и отрицательные стороны детям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Методы психодиагностики мышления. Младшего школьника
В младшем школьном возрасте под влия­нием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Особенно значительные изменения про­исходят в развитии последнего вида мышления, которое в нача­ле данного периода жизни ребенка еще относительно слабо раз­в ...

Теория личности Зигмунда Фрейда
Для начала обратимся к биографии З. Фрейда. Зигмунд Фрейд (6.05.1856 - 23.09.1939) - австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80-х годов XIX века работал в области практической медицины. Вместе с И. Брейером опубликовал в 90-х г ...

Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у взрослых людей. Этапы исследования. Характеристика выборки
Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги. Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги. Объект исследования: студенты заочного отделения, всего в исследовании принимало участие 32 человека, возраст от 20 до 33 лет. Гипотеза: предположим, что существует взаимосвязь между эмоци ...