Иерархия потребностей А. Маслоу

Психология » Абрахам Маслоу о потребностях человека » Иерархия потребностей А. Маслоу

Итак, «Пирамида Маслоу» говорит нам о наличии семи видов жизненных приоритетов человека (в сокращенном варианте пирамиды их всего пять) - «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной.»[2].

На первой ступени - наиболее жизненно важные потребности – потребность в еде, воде, поддержке здоровья, воссоздании себе подобных. То есть, как видите, это те вещи, без которых человек не может жить и развиваться.

На второй ступени актуальности – необходимость чувствовать себя комфортно и безопасно в среде обитания. Это пункт подразумевает наличие дома над головой, материальных средств, уверенности в завтрашнем дне. Но у каждого человека собственно представление о комфорте и безопасности. Кому-то достаточно не замерзнуть во сне, а кому-то необходимо иметь не только жилье, но средство передвижения, охрану, поддержку влиятельных людей.

На третьем уровне находится потребность в любви. Маслоу утверждал, что каждый человек хочет быть любим.

Так же как и в любви, личность нуждается в признании других людей. Чтобы чувствовать себя уверенно, чтобы получать внимание и быть победителем для себя самого, личность должна почувствовать одобрение окружающих. И это четвертая из жизненных потребностей человека.

После нее идет необходимость интеллектуально развиваться и познавать новое, при этом важно, чтобы человек сам делал эти открытия, постигал ранее невиданное и увлекательное. Другое дело, что для одних это изучение соседской квартиры, а для других – атома.

На шестом месте находится потребность в эстетическом наслаждении. Это забота о свое теле, о мире вокруг. Это наблюдение природы, искусства. Это поиск красоты внутри себя и внутри других людей. Потребность в прекрасном приводит человека к духовному развитию, внутренней гармонии.

На вершине классификации жизненных потребностей личности находится потребность в самореализации и саморазвитии. Когда личность приходит к потребности саморазвития, она начинает открывать свои возможности, свой потенциал, развивать те способности, которые заложены в ней от природы. Пиком самоактуализации является развитие и усовершенствование человека. Считается, что достигнуть его можно лишь, пройдя все предыдущие этапы и обеспечив себе комфорт, признание и любовь. Рассмотрим их более подробно.


Формы проявления воображения дошкольника
Истоки воображение ребенка, как и других психических процессов, нужно искать во взаимоотношении ребенка со взрослым. Н.Н. Палагина, проанализировав приемы народной педагогики, выявила, что многие из этих приемов широко используют включение ребенка в воображаемый контекст. В народных потешках звуками, словами и движениями создает воображ ...

Методики исследования
В соответствии с поставленными задачами были выбраны следующие методики сбора данных: тест-опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана [52] ; "Шкала проявления личностной тревоги" Дж. Тейлор [36]. Тест-опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана. Испытуемым предлагалась следующая инструкция: &qu ...

Социальный стереотип как психологическое явление. Определение понятия
Проблема социального стереотипа имеет обширную историографию. В западной психологии, политологии и социологии теории стереотипов разрабатываются, в основном, на макротеоретическом уровне. В этих исследованиях содержатся различные интерпретации стереотипа, как некоего образования с определенными психологическими механизмами, формирующими ...