Гендерные различия в проявлении совладающего поведения в младшем школьном возрасте. Общая характеристика совладающего поведения
Страница 1

Психология » Гендерные различия в проявлении совладающего поведения в младшем школьном возрасте » Гендерные различия в проявлении совладающего поведения в младшем школьном возрасте. Общая характеристика совладающего поведения

Напряженный ритм жизни, интенсификация труда, уменьшение двигательной активности порождают противоречия между повышенными требованиями к нашему интеллекту, устойчивостью эмоциональной сферы, малой нагрузкой на нашу мускулатуру. Перегрузка нервной системы по сравнению с двигательной системой приводит к постоянному напряжению психики. Мы почти забыли, что значит расслабится, не говоря уже об умении выйти из напряженного состояния и обрести психическое равновесие. В большинстве случаев люди не умеют владеть своими эмоциями, снимать повышенную напряженность мускулатуры, произвольно расслаблять мышцы.

Все методы саморегуляции базируются на трех основных способах воздействия на внутреннее состояние.

Первый и наиболее важный способ связан с возможностью влияния тонуса скелетных мышц и дыхания на центральную нервную систему. Известно, что эмоциональное состояние человека проявляется в особенностях его дыхания, в мимике и жестах. Связи между состоянием нервной системы и мышцами тела позволяют нам, сознательно изменяя тонус мышц, влиять на уровень своей психической активности. Бодрое состояние человека всегда связано с поддержанием достаточно высокого мышечного тонуса. Чем напряженнее деятельность, тем больше импульсов поступает от мышц в нервную систему, активизируя ее. И наоборот, полное расслабление всех мышц снижает уровень активности нервной системы до минимума, ведет к развитию сонливости. Эта важная физиологическая закономерность лежит в основе любой системы саморегуляции.

Второй путь воздействия на нервную систему связан с использованием активной роли представлений, чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.). Нередко мы недооцениваем важную роль мыслительных образов в нашей повседневной жизни. Между тем чувствительный образ – весьма активный инструмент влияния на психическое состояние и здоровье человека. Негативные представления имеют способность накапливаться и поэтому рано или поздно подтачивают здоровье. И совершенно противоположным, оздоравливающим образом действуют светлые, оптимистические образы и представления.

Третий путь воздействия на нашу психику определяется возможностями самоуправляющей роли слова, произносимого не только вслух, но и мысленно. Это свойство внутренней речи давно используется в спорте для мобилизации внутренних резервов во время соревнований. В расслабленном состоянии влияние словесного самовнушения на физиологические функции значительно возрастает. Характер этого влияния зависит от смысла словесных формулировок. Фразы самовнушения должны быть предельно простыми и краткими, а их мысленное произношение – медленным, в такт дыханию.

Слово «совладание» происходит от старорусского «лад», «сладить» и означает «справиться», «привести в порядок», «подчинить себе обстоятельства».

Для совладания необходимо три условия:

1) достаточно полно осознать возникшие трудности;

2) знать способы эффективного совладания именно с ситуацией данного типа;

3) уметь своевременно применить их на практике.

Эффективность совладания зависит от того, является ли срабатывание данной защиты ситуативным, или это уже элемент стиля личного реагирования на трудности. Для обозначения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы, используется понятие копинг – поведения или осознанных стратегий совладания со стрессом. Впервые термин «совладание» был использован Л. Мерфи в 1962г. при исследовании способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития стратегии совладания не только как варианты бессознательных защит, но и как родовое, более широкое понятие, включающее в себя как бессознательные, так и осознанные защитные механизмы. (Психологические защиты у детей. 2001г. М. стр. 70)

Страницы: 1 2


Теории гибкой и множественной селекции
Вопрос о месте селекции в системе переработки информации оставался главным в течение начального периода текущего третьего этапа исследований внимания. Были получены новые факты в пользу теорий как ранней, так и поздней селекции. Согласно модели поздней селекции при анализе вербального водержания полностью перерабатываются все целевые с ...

Установка эмоционального контакта
Первый шаг в работе с аутичным ребенком – установлении с ним эмоционального контакта. Как известно, всякий младенец начинает свое индивидуальное развитие, осмысление происходящего вокруг в тесном эмоциональном единстве с мамой. Она поддерживает в нем ощущение радости жизни, надежности, безопасности, побуждает к активному освоению окружа ...

Почему так поступают подростки и дети
Анна Фрейд считает, что первое воровство из кошелька матери указывает на степень, до которой оно укоренилось на начальной стадии единения матери и ребенка. Абрахам пишет о преобладании чувства, что субъектом пренебрегают, его обижают или не хотят. Один теоретик установил 7 категорий, объясняющих воровство у детей, занимающихся этим хрон ...