Глоссарий
Страница 1

№ п/п

Понятие

Определение

1

Возраст

категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического

2

Возрастные особенности

специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в ходе смены возрастных стадий развития

3

Возрастные периоды

этап развития

4

Возрастные нормы

установленная мера, средняя величина какого-либо признака, с помощью которой можно оценить адекватность психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития индивида

5

Развитие

процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого - к сложному, от низшего - к высшему

6

Индивидуальные особенности

уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку

7

Готовность к обучению

наличие определенных знаний, умений, навыков, а также готовность к противодействию возникающим в ходе данного процесса препятствиям

8

Игра

активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности

9

Восприятие

целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях

10

Мышление

одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения

11

Внимание

сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр.

12

Ценности

понятие, используемое для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного

13

Подражание

следование некоему примеру, образцу; самостоятельное копирование действий, воспринятых у других

14

Половое созревание

онтогенетически развивающийся комплекс биологических, соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины

15

Мотив

побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность

16

Зрелость

состояние, к коему приходит организм и личность в конце периода развития

17

Социальная ситуация развития

специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в действительности социальной, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в деятельности совместной с другими людьми

18

Коллектив

группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе деятельности совместной высокого уровня развития

19

Самосознание

осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей

20

Самовоспитание

сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются желательными

Страницы: 1 2


Методические приемы и техники в СПТ. Принципы организации тренинга. Технология моделирования успеха в общении
Рассматривая СПТ в целом как процесс считается целесообразным выделять три самостоятельные подпроцесса, у каждого из которых свои детерминанты, признаки и способы воздействия. Ими являются процесс обучения как основной, и как вспомогательные – групповая динамика и развитие личности. В задачу ведущего тренинг входят согласование подпроце ...

Результаты формирующего эксперимента
Направленная на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми программа тренингов, началась со знакомства. Ведущий назвал свое имя и рассказал о себе и предложил сделать то же самое остальным. Во время проведения игр не все родители и дети были раскованны. Некоторые поначалу вообще отказывались от игры. Общее впечатлени ...

Формирование и развитие памяти
Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т. е. о тех типичных изменениях, которые в ней происходят по мере социали­зации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребен­ка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая па­мять постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминани ...