Роль игры в развитии воображения

Психология » Развитие познавательных процессов в игре » Роль игры в развитии воображения

Воображению, как известно, принадлежит огромная роль и в творчестве (оно способствует порождению принципиально нового), и в обучении (дает возможность представить то, чего ребенок никогда не видел), и в повседневной жизни (помогает принимать решения и предвидеть их последствия).

Однако в сложившихся и традиционно существующих у нас системах дошкольного воспитания и школьного обучения фактически отсутствуют (или содержатся в крайне недостаточной степени) специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие воображения у детей. Процесс осуществляется зачастую стихийно и в результате, как правило, не достигает высокого, а нередко даже и удовлетворительного уровня своего развития.

Поэтому очевидно, что основным и наиболее радикальным средством выхода из создавшегося положения является коренное изменение содержания и методов обучения, их специальная ориентация на развитие у детей способностей к творчеству. Но это пока представляется делом достаточно отдаленного будущего [15, с. 34].

Однако уже сегодня описанную ситуацию в массовом масштабе можно изменять к лучшему, целенаправленно развивая воображение детей в ходе специально организованного в детском саду или в школе игрового тренинга. Такие тренинги проводится с группой из 6-10 школьников. Собираясь под руководством воспитателя, психолога или учителя два-три раза в неделю на один час, ребята выполняют серию заданий, направленных на развитие и совершенствование различных приемов воображения. Обязательными условиями успешности тренинга являются: неформальная игровая обстановка, возможность постоянного общения со сверстниками, доброжелательная эмоциональная атмосфера, использование в играх простого, житейского, хорошо знакомого материала и, главное, систематический взаимообмен результатами и приемами воображения. Таким образом, все участники игры анализируют не только собственные ответы и способы их получения, но и обсуждают пути, предложенные другими ребятами, что обеспечивает возможность существенного взаимного обогащения всех участников игры разнообразными тактиками и стратегиями воображения и тем самым значительно расширяет «диапазон» их воображения и усиливает его «мощность» [15, с.39].

Тренинг воображения лучше начинать после тренинга мышления или на заключительных этапах последнего (в приложении эти игры приведены).

Итак, каждая игра обязательно «прокручивается» по несколько раз на различном конкретном материале. В течение одного занятия следует проводить по 3-4 игры — как разученные ранее, так и новые. Особенно полюбившиеся детям игры можно проводить чаще других и активно привлекать ребят к подбору игрового материала.


Рефлексы новорожденного
Не смотря на кажущуюся беспомощность новорожденный малыш обладает целым арсеналом врожденных умений – рефлексов помогающих ему выжить и приспособиться к так резко поменявшимся условиям. Некоторые из этих рефлексов останутся с ним на всю жизнь, (роговичный - проявляющийся при легком касании роговицы глаза, глотательный и многие другие) ...

Мужчины не любят слушать критику в свой адрес
Проиграть в шахматы начальнику - это чистый выигрыш. (Веселин Георгиев) Терять авторитет не нравится никому. Но мужчины особенно не любят этого, а если все же и попадают в ситуацию, когда их репутация оказывается под угрозой, переживают ее гораздо тяжелее, чем женщины. Женщины воспитываются в атмосфере принижения своих достоинств ради ...

Медико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей
В 1915 г. Пироговское совещание русских врачей приняло резолюцию о вреде алкоголя, которая гласит: « .нет ни одного органа в человеческом теле, который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя» Уже в те годы было достаточно фактов, подтверждающих, что Употребление спиртных напитков наносит ущерб здоровью, но еще больше он вре ...