Роль игры в развитии воображения

Психология » Развитие познавательных процессов в игре » Роль игры в развитии воображения

Воображению, как известно, принадлежит огромная роль и в творчестве (оно способствует порождению принципиально нового), и в обучении (дает возможность представить то, чего ребенок никогда не видел), и в повседневной жизни (помогает принимать решения и предвидеть их последствия).

Однако в сложившихся и традиционно существующих у нас системах дошкольного воспитания и школьного обучения фактически отсутствуют (или содержатся в крайне недостаточной степени) специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие воображения у детей. Процесс осуществляется зачастую стихийно и в результате, как правило, не достигает высокого, а нередко даже и удовлетворительного уровня своего развития.

Поэтому очевидно, что основным и наиболее радикальным средством выхода из создавшегося положения является коренное изменение содержания и методов обучения, их специальная ориентация на развитие у детей способностей к творчеству. Но это пока представляется делом достаточно отдаленного будущего [15, с. 34].

Однако уже сегодня описанную ситуацию в массовом масштабе можно изменять к лучшему, целенаправленно развивая воображение детей в ходе специально организованного в детском саду или в школе игрового тренинга. Такие тренинги проводится с группой из 6-10 школьников. Собираясь под руководством воспитателя, психолога или учителя два-три раза в неделю на один час, ребята выполняют серию заданий, направленных на развитие и совершенствование различных приемов воображения. Обязательными условиями успешности тренинга являются: неформальная игровая обстановка, возможность постоянного общения со сверстниками, доброжелательная эмоциональная атмосфера, использование в играх простого, житейского, хорошо знакомого материала и, главное, систематический взаимообмен результатами и приемами воображения. Таким образом, все участники игры анализируют не только собственные ответы и способы их получения, но и обсуждают пути, предложенные другими ребятами, что обеспечивает возможность существенного взаимного обогащения всех участников игры разнообразными тактиками и стратегиями воображения и тем самым значительно расширяет «диапазон» их воображения и усиливает его «мощность» [15, с.39].

Тренинг воображения лучше начинать после тренинга мышления или на заключительных этапах последнего (в приложении эти игры приведены).

Итак, каждая игра обязательно «прокручивается» по несколько раз на различном конкретном материале. В течение одного занятия следует проводить по 3-4 игры — как разученные ранее, так и новые. Особенно полюбившиеся детям игры можно проводить чаще других и активно привлекать ребят к подбору игрового материала.


Современное состояние изучения проблем психологии управления
Для иллюстрации и более наглядного представления актуальности проблемы мною рассмотрены авторефераты диссертаций по проблеме управления за последние 10 лет, находящиеся в Российской государственной библиотеке. Результаты исследования сведены в таблицы. Проведен количественный анализ – рассмотрена электронная база данных, содержащая да ...

Тема 1. Знакомство
Цели занятия: знакомство участников друг с другом, концентрация внимания, снятие напряжения в незнакомой обстановке, внимание к партнеру. Первое занятие начинается со знакомства детей с помещением, в котором им предстоит заниматься весь коррекционный курс. Дети могут походить, посмотреть все, что их заинтересовало. Затем детям предлаг ...

Мотивация потребления алкоголя у подростков
Все мотивы потребления алкоголя в подростковом (да и не только) возрасте можно разделить на следующие: 1. Эмоциональные: становится веселей жить; с расстройства, с горя; с радости; для разрядки, чтобы снять усталость; чтобы отвлечься от повседневных забот. 2. Ритуальные: отмечаю праздник. 3. Общение: выпив, легче общаться; за ко ...