Отклоняющееся криминальное поведение, или криминальное отклонение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью, так как люди ежедневно сталкиваются с проявлением криминальных отклонений в поведении, которые выражаются в противоправных поступках.
Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.
Многообразие подходов проявляется и при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи.
Само существование феномена отклоняющегося поведения подтверждает тот факт, что дилемма «свобода или необходимость», даже вопреки ожиданиям общества, является предметом личного выбора каждого человека. Известную сложность представляет и то, что сведения по проблеме отклоняющегося поведения приходится искать в различных дисциплинах, например в социологии, медицине, праве, юридической психологии, педагогике. Имеющаяся литература, как правило, носит либо узко специальный, либо слишком популярный характер. Литературы по психологии отклоняющегося поведения явно недостаточно, как недостаточно и эффективных технологий воздействия на него.
Предлагаемая работа представляет собой попытку обзора имеющихся научных подходов и обобщения практического опыта автора в изучении и преодолении отклоняющегося поведения личности, рассматриваемого в его психологическом аспекте.
По данным исследований, проводившихся в судебно-психиатрических учреждениях, а также в амбулаторных условиях, обнаруживается, что у части лиц, совершивших общественно опасные действия, имеются те или иные психические аномалии, как исключающие, так и не исключающие вменяемость. Это приобретенное или врожденное, органическое, или связанное с функциями изменение или повреждение головного мозга. Это отражается на определенных сторонах психической деятельности человека, влияет на характер социально значимого поведения, зачастую приводит к поведению опасному для общества.
Проблема связи преступности с душевными заболеваниями, психическими расстройствами не нова. Опасное для общества действие может быть совершено как вменяемым, так и невменяемым человеком, как при полном осознании существа своих действий, так и при абсолютном непонимании их содержания. Известно, как трудно бывает понять мотивы ряда поступков людей, но еще труднее проникнуть в их духовный мир и предугадать их поступки. Именно это обстоятельство и приводит подчас кое-кого к смешению патологии медицинской – физиологической, психической с антиобщественным, преступным поведением нормальных людей (что тоже представляет собой патологию, но только социальную). Но между этими двумя видами патологий существует огромная разница.
Характер преступника и определенная связь его личности с патопсихологическими отклонениями очень давно начала привлекать внимание ученых и исследователей. Во многих ранее написанных работах на данную тему преобладают уголовно-правовые и социально – демографические характеристики, патопсихологическому аспекту уделяется очень мало внимания. Из анализа литературных источников, в которых были описаны исследования по делам об умышленных убийствах, показали, что у 42% выявлены отклонения патопсихологического характера, что свидетельствует о вменяемости полной или частичной.
Все вышесказанное и обуславливает актуальность обращения к данной теме.
Объект исследования– криминальные отклонения.
Предмет исследования–
особенности психологической классификации криминальных отклонений.
Цель настоящей работы– привести психологическую характеристику и анализ криминальных отклонений
В задачи работы входит
:
- дать определение криминальному отклонению как делинквентному поведению и понятию социальной нормы
- рассмотреть психологическую классификацию видов отклоняющегося поведения
- выявить причины отклоняющегося поведения
Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид
Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают своё «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трёх элементов:
1 того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;
2 того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;
3 того, как мы ...
Психолого-педагогические условия социально-психологического типа личности
подростка. Программа формирования
социально-психологического типа личности подростка
Проведение констатирующего эксперимента позволяет нам определить основные особенности того или иного типа личности, а также статуса в коллективе, и выделить основные направления в работе с детьми. Поэтому, на втором этапе проводился формирующий эксперимент, целью которого было формирование условий для формирования личности подростка, по ...
“Какое вы блюдо?”
Цель упражнения: введение в изучение другой культуры, знакомство с традициями.
Инструкция: Участники тренинга разбиваются на команды по признаку принадлежности к той или иной культуре. Размер группы должен быть примерно одинаковым, если одна из кльтурных групп намного больше, чем другая, ей следует также разделиться на несколько.
Кажд ...