Общение ведущий вид деятельности малыша
Страница 2

Психология » Психическое развитие в младенческом возрасте » Общение ведущий вид деятельности малыша

Данные психологических исследований показывают, что благодаря общению со взрослыми происходит подлинное развитие личности ребенка, заключающееся не только в количественном изменении содержания и способов коммуникации, но и в глубоком качественном изменении этого процесса, переходах от одной стадии к другой. Не случайно под общением понимается целенаправленный процесс, решающий задачу согласования действий двух или более индивидов1.

На протяжении первых лет жизни совершаются глубокие преобразования в процессе общения ребенка с окружающими. Основное изменение состоит в том, что наряду с удовлетворением жизненно необходимых потребностей возникает общение, направленное на согласование действий для достижения практически важного результата, а затем появляются акты коммуникации, имеющие иные цели, кроме решения практических задач. «Ребенок испытывает потребность в общении со взрослым как авторитетным носителем общественного и нравственного опыта и стремится получить от него оценку своих мыслей, поступков и личностных качеств, достигнуть с ним взаимопонимания и сопереживания, научиться действовать как он»2.

Линия развития общения взрослого с ребенком осуществляется в направлении от более простой формы к более сложной.

Как говорилось выше, потребность в общении со взрослым возникает у ребенка уже с первых дней в ситуации контакта, направленного на удовлетворение биологических потребностей (в тепле, пище и т. п.). Но если эта потребность в достаточной мере удовлетворяется, она вскоре теряет центральное значение, уступая место потребностям в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослым. Вместе с формированием новых потребностей складывается и первый вид ведущей деятельности - общение со взрослым, которое вначале имеет непосредственно-эмоциональный характер.

Систематическое общение со взрослым, его словесно-эмоциональное воздействие обогащают детей первого полугодия жизни и значительно благоприятствуют их начальному познавательному развитию, которое осуществляется в ранний период жизни на чувственно-ориентировочной основе. Наукой подтверждено, что влияние воздействий оказывается гораздо большим в том случае, если они начаты в наиболее ранние сроки (до 2,5 мес). Можно предполагать, что эмоциональные реакции ребенка (крик, речевые и мимические реакции, улыбка) очень рано начинают играть роль средства (инструмента) общения. Уже на втором месяце обращение взрослого, его улыбка и слова вызывают положительные ответные реакции - ребенок замирает и сосредоточивает взгляд на лице взрослого. Спустя какое-то время он улыбается, вскоре появляется двигательное оживление и гуление, а затем и характерная реакция, включающая все эти компоненты, так называемый комплекс оживления.

Осуществляя непосредственно-эмоциональное общение, взрослый способствует развитию ориентировочной активности детей. И это не случайно, потому что взрослый становится первым объектом, который воспринимает ребенок. Он же организует первоначальное ознакомление ребенка с окружающим миром. Благодаря взрослому «комплекс оживления» быстро приобретает характер активной деятельности ребенка, направленной на привлечение внимания взрослого, поддержание и углубление общения с ним. Вместе с тем, как указывают психологи, у ребенка в отношении к взрослому очень рано можно наблюдать реакции, которые являются как бы прообразом более сложных социальных отношений. Так, например, отмечается, что внимание и интерес к большому человеку - первый сигнал того, что на взрослого направлена специальная активность малыша. Если к тому же его отношение к старшему эмоционально окрашено, налицо другой важный компонент эмоциональной активности. Активность младенца обнаруживается и в том, что он начинает проявлять инициативу, как бы налаживать контакты, «стремясь» показать взрослому весь несложный «репертуар» своих умений. Наконец, важной составляющей является реакция ребенка на отношение к нему взрослого. Младенец чувствителен к настроению взрослого, к прикосновению его рук, эмоциональным проявлениям. Любовь и внимание к ребенку воплощаются в действенном отношении к нему взрослого. Поэтому эмоциональное состояние взрослого тонко улавливается малышом, оно передается ребенку, эмоционально его заражает. Отношение взрослого, обнаруживающееся в уходе за ребенком, в занятиях с ним, в повседневном общении, детерминирует эмоции ребенка, т. е. является причиной и его первых радостей, и огорчений. Во втором полугодии деятельность общения существенно обогащается, меняется. Если до 6 мес, как уже отмечалось, между взрослым и ребенком возникает эмоциональное общение, в основе которого лежит потребность в ласке, внимании, то после 6 мес. этого становится недостаточно. Когда малыш начинает овладевать элементарными действиями с предметами, двигательными навыками и некоторыми речевыми реакциями, его бодрствование следует организовать с учетом выполнения посильных игр-упражнений, в выполнении которых взрослый выступает не только в качестве организатора, но и активного партнера, знающего, чего он должен добиваться от ребенка, чему его научить. Между ребенком и взрослым уже после 6 мес. должно установиться, как говорят психологи, «деловое общение».

Страницы: 1 2 3


Этнические ценности
В современной социально-психологической науке под ценностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, получаемый в фило- и онтогенезе. Процесс иерархизации ценностей, выделения высших из них, осуществляется в группе, в том числе этнической, при совместной деятельности и общении. Существует горизонтальная (внутри группы, этноса) и ...

Моббинг персонала
Если тебя хвалит враг - значит, ты сделал глупость. (А. Бебель) Одной из серьезнейших психологических проблем карьерного успеха является моббинг (mobbing) - психологические притеснения, преимущественно групповые, работника со стороны работодателя или других работников, включающие в себя постоянные негативные высказывания, постоянную кр ...

Психологическая профилактика
1) Психологическая профилактика – это целенаправленная, систематическая работа психолога, воспитателей и родителей по: а) предупреждению возможных психолого-социальных проблем у детей; б) выявлению детей группы риска (по разным основаниям); в) созданию благоприятного психологического климата как в педагогических, так и в детских коллект ...