Предпосылки развития личности в младенческом возрасте
Страница 2

Психология » Психическое развитие в младенческом возрасте » Предпосылки развития личности в младенческом возрасте

Лицо. В раннем возрасте лицо ребенка интенсивно развивается конституционно и мимически. Лицо заметно меняет свои пропорции — круглая форма лица начинает постепенно переходить в овальную, что связано с изменениями лицевого черепа, с преобразованиями челюстей, когда появляются два ряда мелких зубиков, которыми ребенок с удовольствием грызет жесткую и хрустящую пищу. В течение первых двух лет высота лица от корня носа до нижнего края подбородка увеличивается от 39 до 81 мм.

По мере развития ребенка выразительность его мимики становится все более разнообразной и более определенной. В раннем возрасте намечаются новые тенденции в развитии мимики. Появляется большое разнообразие выразительных мин, которыми ребенок может уже достаточно успешно управлять, рефлексируя при этом на реакции близких взрослых. Умилительными физиономиями и сопряженными с ними позами ребенок достаточно успешно пользуется при взаимодействии со взрослыми. Просящие взгляды и лукавые полуулыбки, заглядывание снизу-вверх в глаза из-под склоненной головки и другие действующие на взрослых мины говорят о том, что ребенок раннего возраста начинает рефлексировать на свои мимические и пантомимические возможности и достаточно успешно пользоваться этим в лучшие моменты общения. В то же время подавляющее число мимических выражений ускользает от внимания, не контролируется ребенком и поэтому его чувства хорошо читаются взрослыми.

Кризис 1 года.

Кризис 1 года – это своеобразный переход малыша от младенчества к раннему детству. В это время ребенок уже начинает ходить и говорить свои первые слова. Кризис 1 года обусловлен в основном тем, что родители не понимают жестов и мимики малыша и не дают ему то, что он просит. Особое значение в это время приобретает слово «нельзя». Ребенок и раньше слышал это слово, однако сейчас, когда он уже сам может передвигаться по квартире, это слово становится особенно неприятным его слуху.

Кризис 1 года связан с первыми проявлениями самостоятельности ребенка. Он хочет исследовать все пространство вокруг, потрогать все, до чего только сможет дотянуться. Нежелание родителей помочь ребенку и дать ему то, что он хочет в этот период может вызвать значительные аффектные реакции – ребенок будет кричать, истерить, бить ногами по полу. Такое поведение может быть связано также со своеобразным стилем поведения родителем и воспитания. Например, малышу может резко не понравиться то, что сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при папе, но нельзя при бабушке. Избавиться от подобных острых реакций ребенка на запреты поможет только терпение, выдержка и правильное поведение родителей. Не нужно потакать всем капризам малыша, просто старайтесь мягко и ненавязчиво объяснять ребенку, что можно, а что нет.

Эмпирическое содержание кризиса первого года жизни чрезвычайно просто и легко. Он был изучен раньше всех остальных критических возрастов, но его кризисный характер не был подчеркнут. Речь идет о ходьбе. К девяти месяцам ребенок становится на ножки, начинает ходить. Ребенок в раннем детстве - уже ходящий: плохо, с трудом, но все, же ребенок, для которого ходьба стала основной формой передвижения в пространстве. Самое становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса.

Вместе с этим расширяется пространство ребенка, он отделяет себя от взрослого. Появляется первое слово (речь). До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. По форме она является общением. По содержанию - эмоционально-непосредственной связью с взрослыми и ситуацией. Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.

Характер указательных действий. Это является критерием распада социальной ситуации. Где было единство, стало двое: ребенок и взрослый. Между ними новое содержание - предметная деятельность. Основное новообразование связано с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи.

Страницы: 1 2 


Роль игры в развитии словесно – логической памяти
Проблема памяти (наряду с проблемами мотивации и мышления) является одной из центральных в воспитании и обучении. Память выступает в учебной деятельности школьника и как результат процесса усвоения материала (который прорабатывается для того, чтобы быть запомненным), и как условие для последующей мыслительной проработки новых сведений ( ...

Эмоциональные отклонения у аддиктов
У большинства игровых аддиктов без объективных причин снижен общий фон настроения, что подтверждается наблюдениями и беседами с аддиктами и их близкими. Более того, настроение не улучшается и после игры на компьютере, а иногда и ухудшается. Этот факт требует объяснения, т.к. при любой аддикции удовлетворение аддиктивной потребности вызы ...

Атрибуция
В механизм формирования стереотипов вовлечены не только схематизация, категоризация и т.п., но и другие когнитивные процессы, прежде всего каузальная атрибуция – «интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей» [11; 25]. Основы изучения каузальной атрибуции заложил Ф.Хайдер, разработавший ее ос ...