Роль игры в развитии словесно – логической памяти

Психология » Развитие познавательных процессов в игре » Роль игры в развитии словесно – логической памяти

Проблема памяти (наряду с проблемами мотивации и мышления) является одной из центральных в воспитании и обучении. Память выступает в учебной деятельности школьника и как результат процесса усвоения материала (который прорабатывается для того, чтобы быть запомненным), и как условие для последующей мыслительной проработки новых сведений (осмысление нового опирается на актуализацию и исследование сохраняющихся в памяти знаний). В ряде случаев именно плохая память является причиной неуспеваемости школьников: изучаемые факты плохо запоминаются, что препятствует полноценному усвоению и нового материала.

Память является достаточно сложной и многоуровневой психической функцией. В ней можно выделить уровень запечатления следов в нервной системе и уровень способов переработки воспринимаемого материала. В многочисленных исследованиях как в советской психологии (П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов и др.), так и в зарубежной (Ф. Барлетт, Ф. Крейк, Р. Локхарт, Э. Тульвиг и др.) убедительно показано, что именно способы преобразования материала в процессе запоминания выступают основным фактором, определяющим эффективность запоминания. Другими словами, что и как ребенок запоминаем, зависит от того, какие способы работы с запоминаемым материалом применяются: чем более они сложны, содержательны, осмысленны и разнообразны, тем лучшей оказывается память. Приносит наибольшую пользу такая память, которая обладает многообразными способами действия с материалом [2, с.45].

Нередко высокий уровень сформированности способов преобразования материала в процессе его изучения может компенсировать недостаточный уровень запечатления следов в нервной системе, который в значительной степени определяется врожденными факторами. Рассмотрим простую аналогию. Предположим, перед нами два человека. Один из них физически сильнее, другой — слабее. Однако более слабый в совершенстве овладел приемами вольной и классической борьбы, самбо и дзюдо — понятно, что преимущество окажется на его стороне.

Наблюдение за слабоуспевающими младшими школьниками показывает, что многие из них попросту не владеют (или недостаточно владеют) основными способами смыслового запоминания материала, умениями и навыками их применения в учебно-познавательной деятельности [10, с.146]. Таким образом, именно способы запоминания чаще всего оказываются наиболее слабым звеном памяти.

Игровые упражнения проводятся с группой детей по пять-шесть человек. Каждое задание многократно «прокручивается» на различном материале. На первом занятии проводится беседа, в которой ребятам сообщается о возможности быстрого усовершенствования их памяти и вводятся первые три игры. В дальнейшем эти игры повторяются и постепенно вводятся новые (в приложении эти игры приведены).

Обязательным условием эффективности этих упражнений является обсуждение применяемых дошкольниками и младшими школьниками способов запоминания и установленных ими смысловых связей в материале. Такая процедура является основой для взаимообмена этими способами (и тем самым для расширения диапазона используемых при запоминании приемов), а также для саморегулирования каждым ребенком применяемых им приемов, тренировки слабых и отработки сильных сторон своей памяти [1, с.138].


Корреляционный анализ полученных данных
Конечным этапом нашего исследования, являлось обеспечение достоверности исследования, для этого мы использовали метод математической статистики. Итак, мы исходили из предположения, что социально-психологический климат школьного коллектива зависит от таких его составляющих как уровень эмпатии, социометрического статуса, степени эмоционал ...

Психологическая характеристика этапа анализа результатов деятельности
Педагогу необходимо осознавать результаты своей деятельности. Процессы осознания присутствуют в условиях каждой проблемной ситуа­ции, и сознательное постижение проблемы открывает ее для последующего мышления. В этом смысле осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, то рефлексия, напротив, чл ...

Характеристика базы и выборки исследования
Настоящее исследование проводилось на базе бесплатного Центра Социальной Реабилитации для наркозависимых и алкоголиков «Новая жизнь», находящийся по адресу пос. Преображенка, Ленинградская область, Кингисеппский район. В исследовании принимали участие 20 человек употребляющих наркотические вещества и находящихся на лечении в центре реа ...