Роль игры в развитии словесно – логической памяти

Психология » Развитие познавательных процессов в игре » Роль игры в развитии словесно – логической памяти

Проблема памяти (наряду с проблемами мотивации и мышления) является одной из центральных в воспитании и обучении. Память выступает в учебной деятельности школьника и как результат процесса усвоения материала (который прорабатывается для того, чтобы быть запомненным), и как условие для последующей мыслительной проработки новых сведений (осмысление нового опирается на актуализацию и исследование сохраняющихся в памяти знаний). В ряде случаев именно плохая память является причиной неуспеваемости школьников: изучаемые факты плохо запоминаются, что препятствует полноценному усвоению и нового материала.

Память является достаточно сложной и многоуровневой психической функцией. В ней можно выделить уровень запечатления следов в нервной системе и уровень способов переработки воспринимаемого материала. В многочисленных исследованиях как в советской психологии (П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов и др.), так и в зарубежной (Ф. Барлетт, Ф. Крейк, Р. Локхарт, Э. Тульвиг и др.) убедительно показано, что именно способы преобразования материала в процессе запоминания выступают основным фактором, определяющим эффективность запоминания. Другими словами, что и как ребенок запоминаем, зависит от того, какие способы работы с запоминаемым материалом применяются: чем более они сложны, содержательны, осмысленны и разнообразны, тем лучшей оказывается память. Приносит наибольшую пользу такая память, которая обладает многообразными способами действия с материалом [2, с.45].

Нередко высокий уровень сформированности способов преобразования материала в процессе его изучения может компенсировать недостаточный уровень запечатления следов в нервной системе, который в значительной степени определяется врожденными факторами. Рассмотрим простую аналогию. Предположим, перед нами два человека. Один из них физически сильнее, другой — слабее. Однако более слабый в совершенстве овладел приемами вольной и классической борьбы, самбо и дзюдо — понятно, что преимущество окажется на его стороне.

Наблюдение за слабоуспевающими младшими школьниками показывает, что многие из них попросту не владеют (или недостаточно владеют) основными способами смыслового запоминания материала, умениями и навыками их применения в учебно-познавательной деятельности [10, с.146]. Таким образом, именно способы запоминания чаще всего оказываются наиболее слабым звеном памяти.

Игровые упражнения проводятся с группой детей по пять-шесть человек. Каждое задание многократно «прокручивается» на различном материале. На первом занятии проводится беседа, в которой ребятам сообщается о возможности быстрого усовершенствования их памяти и вводятся первые три игры. В дальнейшем эти игры повторяются и постепенно вводятся новые (в приложении эти игры приведены).

Обязательным условием эффективности этих упражнений является обсуждение применяемых дошкольниками и младшими школьниками способов запоминания и установленных ими смысловых связей в материале. Такая процедура является основой для взаимообмена этими способами (и тем самым для расширения диапазона используемых при запоминании приемов), а также для саморегулирования каждым ребенком применяемых им приемов, тренировки слабых и отработки сильных сторон своей памяти [1, с.138].


Механизм становления самосознания и формирование самооценки
Нередко в процессе воспитания способности не развиваются, а подавляются и уничтожаются. Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовошриятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими, С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формирует ...

Виды психологических игр
Психологические игры являются одной из форм снятия внутрипсихического напряжения. Понятие психологической игры было введено Э. Берном как одна из шести основных форм структурирования времени: деятельность -ритуал -игра -времяпрепровождение -отдых -искренние отношения. [11, с.95]. Общую схему психологического содержания игры можно пред ...

Дайте короткую и содержательную характеристику понятия.
Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интере ...