Факторы, влияющие на эмпатийность личности
Страница 2

Являясь условием любой деятельности, общение связано с активным получением и передачей информации различными средствами коммуникации. Так, Б.М. Парыгин акцентирует на системном понимания сущности общения, подчеркивает его деятельностную природу. Сложный и многогранный процесс общения одновременно выступает и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как взаимное влияние людей друг на друга, а также как отношение людей друг к другу [15].

Повседневное существование современного человека подразумевает непрерывный поток получаемой им информации, контактов, встреч и непосредственного взаимодействия – общения с другими людьми.

Во всех сферах своей деятельности человек ориентирован на достижение успеха, психологического и эмоционального комфорта, что невозможно без продуктивного и успешного общения с другими, также заинтересованными в своем благополучии личностями. Происходит неизбежное столкновение представлений, стремлений и интересов, жизненных установок, моральных и нравственных норм. В процессе общения может быть достигнуто взаимопонимание, дружеское расположение друг к другу, способность к прогнозированию поведения или, наоборот, могут возникнуть конфликты, вызванные неспособностью к предугадыванию поведения партнера по общению. Важно подчеркнуть, что, предсказывая собственное, либо чужое поведение, человек в первую очередь ориентируется на собственные представления и переживания [3].

Анализируя сферу общения, А.А. Бодалев изучил функции эмпатии в коммуникативной деятельности. Ученым было установлено, что, будучи по своей природе социальным явлением, эмпатия в процессе общения предстает в виде единства трех процессов: обмена информацией, познания людьми друг друга, формирования и развития межличностных отношений.

Выполняя функцию обмена информацией, эмпатия участвует в процессе познания людьми друг друга, делает возможным понимание внутреннего состояния собеседника, расшифровки его эмоционального настроя. Выступая мощным инструментом взаимопонимания, сосуществования с окружающими людьми и происходящими событиями, эмпатия в наибольшей степени позволяет реализовывать функцию познания людьми друг друга. Также эмпатия помогает строить открытие, доверительные взаимоотношения между людьми.

Такому аспекту эмпатии в процессе общения, как установление взаимопонимания, уделяется особое внимание в социальной психологии. Парыгин Б.Д. считает, что эмпатическом взаимопонимании можно говорить в различных смыслах: при совпадении, сходстве или созвучии взглядов на мир, понимании индивидуальных особенностей друг друга, мотивов поведения в различных ситуациях, при взаимном понимании самооценки своих возможностей и способностей, при принятии исполняемых по отношении друг к другу ролей.

Целостный процесс взаимопонимания как познание другого, включает в себя также понимание его внутреннего мира. Проявление эмпатии в общении представляет собой понимание не только сказанного, но и вчувствование в скрытый смысл произнесенного, в эмоциональное состояние собеседника, отражаемое всеми средствами [19].

В процессе взаимопонимания человека человеком ведущую роль играют психические процессы мышления и воображения, окрашенные эмоциональным состоянием воспринимающего субъекта. Это взаимопонимание эмоциональных и познавательных процессов на восприятие и понимание человека в межличностном общении представляет собой предикативную эмпатию, обозначенную А.А. Бодалевым как способность индивида с помощью воображения и интуиции проникать в состояние другого человека. Предикативная эмпатия выступает как прогностическая способность индивида по отношению к эмоциональным и поведенческим реакциям партнера процесса взаимодействия. Эмпатия личности играет важную роль «расширения» вариантов интерпретации поведенческих реакций собеседника, проникновения в его внутренний мир, а также и собственных переживаний.

Страницы: 1 2 3 4


Анализ результатов
В результате наблюдения выявила избирательное отношение детей группы друг к другу. Так как наблюдения велись за каждым ребенком отдельно, то удалось выявить взаимоотношения каждого со сверстником. Баранкова Илона никогда не конфликтует, уравновешена; Безлобов Дима – часто конфликтует из-за пустяков; Белая Оксана – играет со всеми, сама ...

Адаптация личности к профессиональной деятельности
Исходя из определения психологии труда как науки о закономерностях становления и сохранения динамического равновесия в системе "субъект труда — профессиональная среда" [19], есть основание рассматривать профессиональную адаптацию как процесс становления (и восстановления) этого равновесия. Такое понимание не противоречит общей ...

Этнический конфликт
Предмет этнического конфликта - конкретная проблема, вокруг которой складывается конфликтное взаимодействие этнических групп (2, с.25-30). Этнические конфликты возникли в глубокой древности (межплеменные войны, которые велись за территории охоты, рыболовства, то есть за обладание средой обитания). С возникновением государственности госу ...