Являясь условием любой деятельности, общение связано с активным получением и передачей информации различными средствами коммуникации. Так, Б.М. Парыгин акцентирует на системном понимания сущности общения, подчеркивает его деятельностную природу. Сложный и многогранный процесс общения одновременно выступает и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как взаимное влияние людей друг на друга, а также как отношение людей друг к другу [15].
Повседневное существование современного человека подразумевает непрерывный поток получаемой им информации, контактов, встреч и непосредственного взаимодействия – общения с другими людьми.
Во всех сферах своей деятельности человек ориентирован на достижение успеха, психологического и эмоционального комфорта, что невозможно без продуктивного и успешного общения с другими, также заинтересованными в своем благополучии личностями. Происходит неизбежное столкновение представлений, стремлений и интересов, жизненных установок, моральных и нравственных норм. В процессе общения может быть достигнуто взаимопонимание, дружеское расположение друг к другу, способность к прогнозированию поведения или, наоборот, могут возникнуть конфликты, вызванные неспособностью к предугадыванию поведения партнера по общению. Важно подчеркнуть, что, предсказывая собственное, либо чужое поведение, человек в первую очередь ориентируется на собственные представления и переживания [3].
Анализируя сферу общения, А.А. Бодалев изучил функции эмпатии в коммуникативной деятельности. Ученым было установлено, что, будучи по своей природе социальным явлением, эмпатия в процессе общения предстает в виде единства трех процессов: обмена информацией, познания людьми друг друга, формирования и развития межличностных отношений.
Выполняя функцию обмена информацией, эмпатия участвует в процессе познания людьми друг друга, делает возможным понимание внутреннего состояния собеседника, расшифровки его эмоционального настроя. Выступая мощным инструментом взаимопонимания, сосуществования с окружающими людьми и происходящими событиями, эмпатия в наибольшей степени позволяет реализовывать функцию познания людьми друг друга. Также эмпатия помогает строить открытие, доверительные взаимоотношения между людьми.
Такому аспекту эмпатии в процессе общения, как установление взаимопонимания, уделяется особое внимание в социальной психологии. Парыгин Б.Д. считает, что эмпатическом взаимопонимании можно говорить в различных смыслах: при совпадении, сходстве или созвучии взглядов на мир, понимании индивидуальных особенностей друг друга, мотивов поведения в различных ситуациях, при взаимном понимании самооценки своих возможностей и способностей, при принятии исполняемых по отношении друг к другу ролей.
Целостный процесс взаимопонимания как познание другого, включает в себя также понимание его внутреннего мира. Проявление эмпатии в общении представляет собой понимание не только сказанного, но и вчувствование в скрытый смысл произнесенного, в эмоциональное состояние собеседника, отражаемое всеми средствами [19].
В процессе взаимопонимания человека человеком ведущую роль играют психические процессы мышления и воображения, окрашенные эмоциональным состоянием воспринимающего субъекта. Это взаимопонимание эмоциональных и познавательных процессов на восприятие и понимание человека в межличностном общении представляет собой предикативную эмпатию, обозначенную А.А. Бодалевым как способность индивида с помощью воображения и интуиции проникать в состояние другого человека. Предикативная эмпатия выступает как прогностическая способность индивида по отношению к эмоциональным и поведенческим реакциям партнера процесса взаимодействия. Эмпатия личности играет важную роль «расширения» вариантов интерпретации поведенческих реакций собеседника, проникновения в его внутренний мир, а также и собственных переживаний.
Результаты исследования
методики диагностики направленности личности в общении
Направленность личности в общении рассматривается как совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, как индивидуальная "коммуникативная парадигма", включающая представление о смысле общения, его средствах, желательных и допустимым способах поведен ...
Проблемы исследования и коррекции
эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Эмоции
и их комплексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Эмоции
- особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» э ...
Эмпирическое исследование расхождений в представлениях об
основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и их преподавателями
в ВУЗе. Программа исследования.
Цель исследования:
Выявить и проанализировать возможные расхождения в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и педагогическим составом факультета психологии для оптимизации педагогического процесса.
Задачи эмпирического исследования:
Выдвинуть гипотезы относительно возможных расхождений ...