Факторы, влияющие на эмпатийность личности
Страница 3

А.А. Петровский, называя эмпатию важным механизмом взаимопонимания и межличностного восприятия людей, отмечал, что активное вмешательство субъекта эмпатии в конфликтную ситуацию способно устранить фрустрационные тенденции собеседника, наладить доверительные взаимоотношения [5].

Межличностное восприятие, по мнению Г.М. Андреевой, является одним из важнейших характеристик общения. Эмпатийное восприятие собеседника носит безоценочный, децентрализирующий личность характер, обусловленный стремлением познать и понять партнера по общению, разделить его внутренний мир, отличный от собственного. Адекватное, эмпатийное восприятие человеком человека повышает уровень социальной перцепции и саморегугяции поведения человека.

Пользуясь эмпатией, индивид на основе внешнего облика, поведения и знакам экспрессии человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступков и заранее настраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку. По А.А. Бодалеву, основная функция эмпатии личности – быстро получить впечатление о человеке, не тратя много времени на то, чтобы понять, кем является партнер по общении. Эмпатия, служит эффективным средством предсказывания поведения человека, то есть его мотивационно – когнитивного объяснения [17].

Также эмпатия играет ведущую роль в процессе взаимодействия людей. А.А. Бодалев делает акцент на необходимости установления «Успешного общения», главными характеристика которого является правильный выбор способов взаимодействия с другим человеком. Кроме того, к условиям «успешного общения» А.А. Бодалев относит ориентировку на положительные качества собеседника, способность анализировать поступки и определять поведение человека в различных ситуациях, видеть за ними мотивы, которые руководят им, также развитие интуиции, воображения; воспитанность эмоциональной сферы, а именно: способность к эмпатическому переживанию [19].

В процессе эмпатического взаимодействия субъекты коммуникации формируют некий отражаемый образ своего собеседника, основанный на прошлом опыте взаимоотношений с людьми. Эмпатия выполняет функцию отражения такого образа, заключающуюся в воспроизводстве личностью признаков, характеристик и отношений других людей.

Передаваемый и наблюдаемый образ могут не совпадать, так как социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. Интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка. У познающих сторон формируется субъективный, идеальный образ с наложением на него личностных характеристик, деятельности центральной нервной системы, а также предыдущего опыта взаимодействия [5].

Как заключает А.А. Бодалев, построение образа познаваемого человека на основе характеристик его внешности оказывается не достаточным, чтобы сделать окончательный вывод о субъекте взаимодействия. В этом случае эмпатия обеспечивает познание другого на основе системы заключений о личностных качествах, отношении к действительности субъекта взаимодействия [17].

Из теории отражаемой субъективности А.А. Петровского следует, что представление о себе через представления о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Эмпария участвует в создании индивидуумом мысленного образа другого человека для себя и образа себя для другого.

Эмпатия, отражая образ другого человека как субъекта взаимодействия, обуславливает более или менее осознаваемое переживание присутствия другого в значимых для личности ситуациях. Эмпатия также определяет готовность личности внести в этот отражаемый образ что-то свое и тем самым произвести изменения в системе отношений к другому человеку, миру. Как специфическая форма отражения субъекта (другого) в человеке, эмпатия выступает активным деятельным началом, изменяющим взгляд на вещи, формирующим новые побуждения, ставящим новые цели. Тем самым эмпатия регулирует и изменяет стратегию поведения личности, наделяя личностным смыслом последствия своих действий. Следует отметить, что эмпатия, как децентрализирующий личность фактор, не позволяет отражаемому образу определять поведение слишком и глубоко проникать в духовный мир субъекта, осуществляемого отражения.

Страницы: 1 2 3 4


Инфантильный тип личности
1. В сфере отношения к людям: а) детей этого типа педагог должен вводить в коллектив сам, знакомить со сверстниками, подчеркивая их положительные качества, объясняя, что застенчивость и смущение - явление временное и скоро пройдет. Желательно на первое время прикреплять опекуна из детей с сензитивным социально-психологическим типом; б ...

Понимаете ли вы язык тела?
В следующий раз, когда вы будете смеяться над гримасами актеров-комедиантов, выступающих дуэтом, вы заметите, что перед вами разыгрываются две роли — один актер становится мишенью для торта, тогда как другой — его метателем. Как ни странно, но большинство отношений очень похожи на эту юмористическую сценку. Один партнер играет доминирую ...

Причины отклоняющегося поведения. Биологические предпосылки поведенческих девиаций
Другим важным фактором, влияющим на поведение личности, несомненно, выступают внутренние, биологические, условия - та природная почва, с которой взаимодействуют любые внешние условия. Биологические предпосылки включают: наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида (приобретенные во время внутриутробного развития ...