Факторы, влияющие на эмпатийность личности
Страница 3

А.А. Петровский, называя эмпатию важным механизмом взаимопонимания и межличностного восприятия людей, отмечал, что активное вмешательство субъекта эмпатии в конфликтную ситуацию способно устранить фрустрационные тенденции собеседника, наладить доверительные взаимоотношения [5].

Межличностное восприятие, по мнению Г.М. Андреевой, является одним из важнейших характеристик общения. Эмпатийное восприятие собеседника носит безоценочный, децентрализирующий личность характер, обусловленный стремлением познать и понять партнера по общению, разделить его внутренний мир, отличный от собственного. Адекватное, эмпатийное восприятие человеком человека повышает уровень социальной перцепции и саморегугяции поведения человека.

Пользуясь эмпатией, индивид на основе внешнего облика, поведения и знакам экспрессии человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступков и заранее настраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку. По А.А. Бодалеву, основная функция эмпатии личности – быстро получить впечатление о человеке, не тратя много времени на то, чтобы понять, кем является партнер по общении. Эмпатия, служит эффективным средством предсказывания поведения человека, то есть его мотивационно – когнитивного объяснения [17].

Также эмпатия играет ведущую роль в процессе взаимодействия людей. А.А. Бодалев делает акцент на необходимости установления «Успешного общения», главными характеристика которого является правильный выбор способов взаимодействия с другим человеком. Кроме того, к условиям «успешного общения» А.А. Бодалев относит ориентировку на положительные качества собеседника, способность анализировать поступки и определять поведение человека в различных ситуациях, видеть за ними мотивы, которые руководят им, также развитие интуиции, воображения; воспитанность эмоциональной сферы, а именно: способность к эмпатическому переживанию [19].

В процессе эмпатического взаимодействия субъекты коммуникации формируют некий отражаемый образ своего собеседника, основанный на прошлом опыте взаимоотношений с людьми. Эмпатия выполняет функцию отражения такого образа, заключающуюся в воспроизводстве личностью признаков, характеристик и отношений других людей.

Передаваемый и наблюдаемый образ могут не совпадать, так как социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. Интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка. У познающих сторон формируется субъективный, идеальный образ с наложением на него личностных характеристик, деятельности центральной нервной системы, а также предыдущего опыта взаимодействия [5].

Как заключает А.А. Бодалев, построение образа познаваемого человека на основе характеристик его внешности оказывается не достаточным, чтобы сделать окончательный вывод о субъекте взаимодействия. В этом случае эмпатия обеспечивает познание другого на основе системы заключений о личностных качествах, отношении к действительности субъекта взаимодействия [17].

Из теории отражаемой субъективности А.А. Петровского следует, что представление о себе через представления о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Эмпария участвует в создании индивидуумом мысленного образа другого человека для себя и образа себя для другого.

Эмпатия, отражая образ другого человека как субъекта взаимодействия, обуславливает более или менее осознаваемое переживание присутствия другого в значимых для личности ситуациях. Эмпатия также определяет готовность личности внести в этот отражаемый образ что-то свое и тем самым произвести изменения в системе отношений к другому человеку, миру. Как специфическая форма отражения субъекта (другого) в человеке, эмпатия выступает активным деятельным началом, изменяющим взгляд на вещи, формирующим новые побуждения, ставящим новые цели. Тем самым эмпатия регулирует и изменяет стратегию поведения личности, наделяя личностным смыслом последствия своих действий. Следует отметить, что эмпатия, как децентрализирующий личность фактор, не позволяет отражаемому образу определять поведение слишком и глубоко проникать в духовный мир субъекта, осуществляемого отражения.

Страницы: 1 2 3 4


Адаптация личности к профессиональной деятельности
Исходя из определения психологии труда как науки о закономерностях становления и сохранения динамического равновесия в системе "субъект труда — профессиональная среда" [19], есть основание рассматривать профессиональную адаптацию как процесс становления (и восстановления) этого равновесия. Такое понимание не противоречит общей ...

Социально – психологический климат в коллективе
Профессиональная зрелость коллектива характеризуется еще одним важным фактором — социально-психологическим климатом, сложившимся в конкретном рабочем коллективе. Взаимоотношения в коллективе, его сплоченность в значительной мере зависят от того, что собой представляют сами члены коллектива, каковы их личностные качества и культура обще ...

Формирование культуры поведения у старших дошкольников
В национальной доктрине развития образования Украины в XXI столетии, четко обозначено как одно из стратегических задач необходимость формирования высокой гуманистической культуры личности, а значит, способность противостоять проявлениям бездушности, начиная со старшего дошкольного возраста. Это возраст является сенситивным к развитию об ...