Медико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей
Страница 5

Психология » Социальная реабилитация детей из семей алкоголиков » Медико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей

При патологических реакциях активного протеста у ребенка часто устанавливается привычное агрессивное поведение в отношении окружающих. Ребенок становится грубым, непослушным, упрямым в отношениях с взрослыми, старается все делать назло. Это также сопровождается пониженным настроением, нарушениями сна. аппетита и другими невротическими расстройствами.

Наиболее частыми патологическими формами поведения у детей родителей, страдающих алкоголизмом, являются двигательная расторможенность и повышенная аффективная возбудимость, а также склонность к истерическим реакциям.

Компенсаторные и гиперкомпенсаторные формы подведения направлены на то, чтобы скрыть от окружающих некоторые слабые стороны своей личности. Кроме того, они могут быть средством «психологической защиты» личности от переживаний собственной неполноценности. Например, дети-сироты часто представляют себе, что они нашли своих родителей, или кто-либо из воспитателей, проявляющих наибольшее внимание к ним, является их матерью или родственницей.

В случае выраженности внутренних конфликтных переживаний компенсаторные формы поведения могут проявляться в пиле показной бравады, нарушений школьной дисциплины. Девочки и этих ситуациях могут утверждать, что они «давно живут половой жизнью», мальчики - «что они курят, пьют, употребляют наркотики, связаны с различными группировками» и т. д. Эти реакции проявляются чаще в подростковом возрасте, когда возрастает стремление к завоеванию недостающего авторитета.

Отклонения в психическом развитии детей при семейном алкоголизме часто нарушают их адаптацию к школе, учеба большинству из них дается с большим трудом. Дети тяготятся пребыванием в школе, надоедают товарищам своей расторможенностью и дурашливостью. Личность этих детей формируется дисгармонично у них нет цельности переживаний, внутренняя неуверенность в себе часто сочетается с повышенной самооценкой, внешнее безразличие к окружающим - с чрезмерной ранимостью. У мальчиков наблюдается стремление к онанизму.

Лица с указанными формами нарушения поведения составляют «группу риска» в отношении алкоголизации и токсикомании.

Начальный период алкоголизации у них часто сопровождается проявлениям бравады в сочетании с некритичностью, отсутствием полевого контроля и в ряде случаев - с расторможением влечений. Подобные сочетания приводят к более выраженной личностной патологии, к социальной дезадаптации. Углубление социальной дезадаптации усиливает тяготение к алкоголю, с помощью которого подросток ищет «выход» из постоянно возникающих конфликтных ситуации. Таким путем начинает формироваться психическая, а затем и физическая зависимость от алкоголя с проявлениями похмельного синдрома. По мере нарастания социальной дезадаптации происходит включение механизма саморазвития алкоголизма как болезни.

Энн Смит, известный американский нарколог, так же посвятила свою деятельность изучению психики детей и даже внуков алкоголиков. В процессе работы в качестве нарколога она обследовала много семей и выделила основные черты, присущие детям алкоголиков. Во - первых, это низкая самооценка. Невозможно, воспитываясь в обстановке эмоционального пренебрежения или, в лучшем случае, противоречивого воспитания, обрести достаточную уверенность в себе. Появление низкой самооценки детей алкоголиков зависит в основном от роли, которую они играли и своих семьях.

Э. Смит выделяет 4 группы:

1) «герой семьи» - постоянное стремление «героя» нравится и заслужить одобрение других, особенно в семье, мотивируется крайне низкой оценкой собственных возможностей. Такие дети сосредоточены на том, чтобы все делать идеально и нести ответственность за происходящее.

2) «козел отпущения» - внешне проявляют низкую самооценку деструктивным поведением. Они готовы оскорбить, обидеть других, порождая в своей душе внутренние конфликты и недовольство собой. Несмотря на -их желание быть другими, дети становятся очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят.

3) «потерянный ребенок» - страдает от постоянного одиночества, ощущения неадекватности в сравнении с другими. Их низкая самооценка мироощущение заметны и внешне: они часто бывают застенчивыми.

4) «фамильный талисман» - постоянно стремится привлечь к себе пни манне своим юмором, нежностью, болезненностью.

Специалисты по детской психиатрии считают, что первые пять лет жизни ребенка являются решающими в формировании здоровой и положительной концепции собственного «Я». Многие нарушения происходят до формирования памяти ребенка. Поэтому работу с детьми важно начать как можно раньше.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Механизм становления самосознания и формирование самооценки
Нередко в процессе воспитания способности не развиваются, а подавляются и уничтожаются. Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовошриятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими, С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формирует ...

Характеристика возрастных особенностей современных школьников
Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. В настоящее время принято следующее деление детства на такие возрастные периоды [10]: 1) младенческий — от рождения до 1 года, причем в нем выд ...

Как победить свою неуверенность.
Теперь понятно, что причиной застенчивости является неуверенность. И что с эти делать? Поставить диагноз – это еще пол дела, надо еще выписать лечение. Следующее упражнение используется многими авторами. Но я возьму его в том варианте, который предлагает Дж.Джампольски, известный врач и психотерапевт, прославившийся тем, что создал удив ...