Медико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей
Страница 2

Психология » Социальная реабилитация детей из семей алкоголиков » Медико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей

Эта проблема также актуальна, так как в пьющих семьях зачастую и дети идут по стопам родителей. Поэтому важно вовремя и со знанием дела начинать профилактику алкоголизма среди подрастающего поколения. Очень тщательно этот вопрос исследовал

Известный в свое время педагог Д.В. Колосов. Ряд своих книг он посвятил изучению алкоголизма как социального явления, его место в подростковой среде. Большое место в своих работах он отводил вопросам антиалкогольного воспитания.

В книге «Беседы об антиалкогольном воспитании» он подробно рассматривает вопросы предупреждения пьянства и алкоголизма в подростковой и юношеской среде, дает рекомендации, с чего следует начинать антиалкогольную работу и как работать с так называемым «угрожаемым контингентом».

Все рассмотренные и многие другие материалы посвящены изучению влияния алкоголя на физическое развитие детей, на формирование у них различных дефектов и заболеваний. Однако, как уже не раз было упомянуто, алкоголь вредит не только соматическому развитию, но и психике ребенка, через совокупность факторов нарушает процесс социализации и социальной адаптации. Изучению влияния семейного алкоголизма на психическое и личностное развитие посвящено сравнительно немного литературы, так как этим вопросом занялись основательно лишь недавно. По этой причине на настоящий день существуют только несколько фундаментальных исследований психики ребенка, искаженной алкоголизмом родителей.

Е.М. Мастюкова с группой ученых, с помощью психологических гестов обследовала 50 детей из семей, в которых один или оба родителя страдали хроническим алкоголизмом.

По возрасту дети были разделены на 4 группы; 1) от 1 года до 3- 4 лет: 2) от 4- 5 до 8- 9 лет: 3) от 9- 10 до 12- 14 лет - по 10 человек в каждой группе: 4) от 14 до 17 лет - 20 человек.

Результаты наблюдений за детьми в возрасте от 1 года до 4 лет во время прогулок, занятий и игр и данные специального обследования выявили значительное сходство в их поведении. Они легко вступали в контакт, как со знакомыми, так и с незнакомыми детьми и взрослыми. В общении характеризовались живостью и не посредственностью. Однако контакты, как правило, были поверхностны и кратковременны: эти дети легко оставляли одного партнера по игре и переходили к другому. Настроение у них быстро менялось, на смену оживлению приходили плач и крик.

Игры таких детей были примитивны - чаще в виде простых манипуляций с предметами и непродолжительны. Из игрушек они предпочитали шумящие, гремящие, свистящие, любили бросать их, стучать ими, добиваясь шумового эффекта. Как правило, они не проявляли никакого интереса к книгам, даже с яркими, крупными картинками, не могли, хотя бы короткое время, фиксировать внимание на одной и той же игрушке, картинке.

В деятельности были импульсивны, нецеленаправленны, легко отвлекались на любые внешние раздражители. В то же время нередкими были проявления инертности психических процессов, «застревания» на одном и том же действии.

Навыки опрятности, самообслуживания не были сформированы ни у одного ребенка из этой возрастной группы. Большинство из них до 3- 4 лет продолжали получать пищу из бутылок с сосками, сосали или грызли пустышки, игрушки, пальцы рук, ногти. Нередко отмечались кривляния, навязчивые движения, гримасы. При засыпании или утомлении наблюдались стереотипные движения: раскачивания из стороны в сторону, перекатывание с боку на бок и т. п.

Общение с окружающими у этих детей осуществлялось преимущественно жестами. У большинства детей до 2- 2,5 лет, а у некоторых и дольше, речь носила лепетный характер. В возрасте около трех лет у них появлялись отдельные слова, имевшие аморфную, аграмматичную структуру. Например, ребенку показывалась картинка, на которой изображен медвежонок, спящий на диване, и задавались вопросы:

«Что делает мишка?»- «Спать».

«На чем он спит?»- «Кроватка».

«Чем накрыт мишка?» - «Одеяло».

Понимание речи этими детьми ограничено конкретной ситуацией. Например, на просьбу показать домик на предъявленной ему картинке ребенок подбегает к окну и показывает домик на игровой площадке во дворе яслей. Такая привязанность слова к конкретному предмету свидетельствует об отсутствии у ребенка понимания значения данного слова.

Таким образом, тот этап в речевом развитии, который у нормально развивающихся детей соответствует второму году жизни, большинство детей с семейными формами алкоголизма проходят лишь в 3- 4 года.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Изучение состояния проблемы (обзор литературных источников), актуальность исследования. Обзор литературных источников. Определения понятий и категорий проблемы
Начать рассмотрение проблемы управления целесообразно с рассмотрения понятий и определений, без понимания которых невозможно ясно и четко уяснить существо вопроса. Первая, наиболее важная группа источников, в которой даются определения явлений и понятий – это энциклопедии и энциклопедические словари. В Большой советской энциклопедии д ...

Психологические особенности проявления акультурационного стресса у детей беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья. Этнопсихологические особенности проявления акультурации беж
Большой вклад в становление культурно-исторической концепции роли этнического в социальном взаимодействии народов внесли работы Л.С. Выготского, Г.Г. Шпета, Б.Ф. Поршнева, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева. Выделяя в качестве ведущих такие категории, как психический склад нации, национальный характер, национальные чувства, национальное самосо ...

Эмоциональные отклонения у аддиктов
У большинства игровых аддиктов без объективных причин снижен общий фон настроения, что подтверждается наблюдениями и беседами с аддиктами и их близкими. Более того, настроение не улучшается и после игры на компьютере, а иногда и ухудшается. Этот факт требует объяснения, т.к. при любой аддикции удовлетворение аддиктивной потребности вызы ...