Практические рекомендации для психологов
Страница 1

Психология » Социальная реабилитация детей из семей алкоголиков » Практические рекомендации для психологов

Психологи, работающие с детьми алкоголиков, особенно должны заботиться о том, чтобы их клиенты смогли установить положительные взаимоотношения с другими людьми и чтобы они были уверены в собственных способностях и в собственной ценности. Чтобы помочь клиентам, имеющим родителя-алкоголика, преодолеть личные чувства неполноценности, следует учитывать два важных аспекта: условия, позволяющие установить положительные отношения с другими, и способы снижения чувства беспомощности.

Особенно важной для психолога должна быть способность ребёнка развивать и поддерживать хорошие основные отношения с другими. Вполне вероятно, что у многих детей и подростков, лечащихся у психологов, отсутствуют желательные взаимоотношения с их сверстниками или с взрослыми. У многих детей алкоголиков имеется то, что психологи именуют проблемой “социальной отчуждённости”. Их отношения с другими людьми являются поверхностными, а число и интенсивность их контактов с другими людьми ограничены. Работая с такой проблемой, психолог должен быть особенно чувствителен в вопросах оценки сильных и слабых сторон общения детей алкоголиков с другими людьми. Психологи должны опираться на уже существующие отношения, чтобы содействовать созданию более прочных, а также новых социальных связей для своих клиентов.

Психологи имеют много стратегий для оценки природы взаимоотношения человека с другими людьми. Например, один метод оценки уровня влияния других людей на детей алкоголиков - это социограмма. Социограмма - это ряд окружностей, в которых субъект - или клиент - представлен в центральной окружности, или “яблоке мишени”. Следующий крупный круг представляет “близких людей” клиента - людей, наиболее эмоциально близких и важных клиенту. В этот круг обычно входят члены семьи и близкие друзья. По мере добавления других кругов, каждый последующий круг будет оказывать на клиента всё меньшее влияние. Заполняя имёна людей в каждом круге с помощью клиента, психолог в состоянии получить информацию о том, в какой степени разные люди влияют на клиента.

Хотя психолог подчеркивает важность развития новых связей, обычно необходимо проанализировать текущие и прошлые отношения с родителями. Например, клиент может перейти от отношений, характеризовавшихся крайним волнением и любовью, к отношениям, характеризуемым отчаянием и горечью. Крайне важно помочь детям алкоголиков правильно относиться к родителям. Это - то отношение, избежать которого они могут очень редко, вне зависимости от их возраста или от того, покинули ли они дом.

Однако психолог не должен стремиться к достижению родителями клиента трезвости и не должен сосредотачивать внимания на том, чтобы изменить родителей. Психолог, работающий только с клиентом, а не с семьёй клиента, должен заботиться о физическом и эмоциальном выживании клиента. Определённая работа психолога в такой ситуации должна сосредоточиться на том, чтобы обучить клиента, “как выжить, имея родителя-алкоголика”. В связи с этим, психолог должен способствовать тому, чтобы клиент обсуждал свои чувства о данной ситуации и о себе лично, а не сосредотачивал обсуждение на своих родителях-алкоголиках. Важным является стремление психолога помочь ребёнку обзавестись большим количеством полезных и здоровых взаимоотношений в семье со своими родителями, братьями и сёстрами, а также с другими людьми вне семьи. Другими словами, не достаточно выживания только в домашней среде.

Страницы: 1 2 3


Тест реактивной и личностной тревожности
(Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) Назначение методики: Предлагаемый тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Оснащение и порядок работы: Инструкция к опроснику. Рабочий бланк опросн ...

Метод оценки уровня развития речи у младших школьников
Речь у детей младшего школьного возраста обычно развивается параллельно с совершенствованием мыш­ления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводит­ся психодиагностика развития мышления, она частично затра­гивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в полу­чаемых показателях не может не отразиться уровень развит ...

Физиологические теории эмоций
Один из первых серьезных исследователей, чье внимание привлекли эмоциональные явления, точнее их внешнее выражение в поведении, - создатель теории естественного отбора Чарльз Дарвин. В 1872 году он сформулировал три принципа выражения эмоций: 1) принцип полезных ассоциированных привычек (полезные, то есть удовлетворяющие определенные по ...