Алкоголизм сегодня является не только чисто медицинской, но и общесоциальной проблемой современного общества. В значительной степени от злоупотребления взрослыми спиртным страдают дети. Это происходит вследствие того, что ситуация в семье, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, травмирующе влияет на психику ребенка. В таких семьях полноценное воспитание и обучение детей не возможно: постоянные скандалы, негативное отношение к ребенку, включая прямое насилие, негативно влияет на его умственное и психофизическое развитие. Но даже если подобных отклонений в развитии удалось избежать, проблемой может стать проецирование ребенком модели семейных отношений его детства на свою будущую семейную жизнь. В частности, около 50 % алкоголиков росли в семьях, где хотя бы один из родителей страдал алкоголизмом. Аренда склада у метро перово www.skladovka.ru.
Важным понятием, связанным с социальной работой с такими детьми, является понятие социальной реабилитации, что означает реализацию их способностей к действиям, поведению, общению в обществе, которое отвечало бы ожиданиям этого общества. Такая социальная реабилитация способна вернуть детям алкоголиков социальное достоинство.
Вопрос такой реабилитации является относительно новым в отечественной практике. Еще совсем недавно государство боролось исключительно с проблемой алкоголизма родителей. При этом, в случае неспособности этих родителей осуществлять свои прямые семейные функции, детей передавали в специализированные детские дома и интернаты. Лишь в последнее время появилось понимание того, что работа с детьми алкоголиков должна носить комплексный характер. Значительное место в этой работе должно уделяться психотерапии.
Сегодня отечественная практика социальной работы с детьми алкоголиков содержит примеры такого комплексного подхода. Содействуя с
· различными антиалкогольными фондами, общественными и церковными организациями, государственные социальные службы осуществляют специализированные социально-психологические реабилитационные программы. Такие программы уже на первичном уровне позволяют осуществлять контакт с детьми из неблагополучных семей. Впоследствии
· для таких детей составляется индивидуальный план реабилитации.
Один из элементов программы реабилитации - обязательная трудовая
деятельность. Трудовая адаптация строится исходя из возрастных и психофизиологических особенностей детей. К сожалению, эффективность этой адаптации напрямую зависит от материальной оснащенности центра социальной реабилитации, что является значительной проблемой в условиях хронического недофинансирования подобных центров.
Наконец, практика социальной работы с детьми из семей алкоголиков должна опираться на аналогичный опыт социальных служб зарубежных стран. В частности богатый опыт решения таких проблем накоплен в США. Здесь разработаны и используются многочисленные методики и программы социальной адаптации детей из неблагополучных семей.
Приложение 1.
Карта комплексного обследования по осуществлению социального и образовательного права ребенка
1. Общие сведения:
1.1. Ф.И.О.
1.2. Дата рождения
1.3. Домашний адрес
1.4. Дата поступления в . (ОУ, класс)_" "
1.5. До поступления в 1-й класс посещал д/с № . или воспитывался в .
1.6. Ранее обучался в .
1.7. Наличие постоянного классного руководителя
2. Семья ребенка:
2.1. Состав семьи и взаимоотношения между членами семьи
2.2. Профессиональная занятость родителей и наличие бабушек, дедушек, других ближайших родственников, имеющих возможность помогать, участвовать в воспитании ребенка
2.3. Состояние рабочего места ребенка, условия для культурного досуга
2.4. Материальное положение семьи
2.5. Трудные жизненные ситуации
2.6. Социальные ожидания родителей Заключение и рекомендации:
3. Физическое состояние;
3.1. Слух
3.2. Зрение
3.3. Осанка
3.4. Ведущая рука
3.5. Хронические заболевания (диагнозы) Медицинские рекомендации:
4. Психологические особенности развития личности:
4.1. Особенности интеллектуального развития:
- внимание
- восприятие и мышление
- память
4.2. Особенности психических состояний
- возбудимость и уравновешенность
- эмпатия и рефлексия
- коммуникабельность и агрессивность
4.3. Особенности характера Выводы и рекомендации;
Некоторые советы по улучшению эффективности
руководства
Руководить - значит уметь менять стиль.
1. Краткость - сестра таланта. Говорите просто и лаконично, что Вы ожидаете от сотрудника. Часто мы допускаем ошибку, сравнивая начальника с мужчиной. Они нередко дают указания в повелительном тоне да еще при этом могут ударить кулаком по столу. Женщина-начальник ограничивается повышением голоса. ...
Умение рационально разрешать
конфликты
В работе всякого коллектива не обходится без напряжений и даже конфликтов. Задача руководителя - эффективно управлять ими так, чтобы использовать все конструктивные возможности и предотвращать негативные последствия.
Ограничения могут быть связаны с тем, что человек не умеет рационально вести себя в конфликтной ситуации. Предлагаемый н ...
Сопоставимость результатов
Несмотря на то, что анализ информационных связей и факторный анализ оперируют величинами совершенно разной природы, основные выводы, вытекающие из полученных с их помощью результатов, совпадают: относительный вклад генетических факторов с возрастом снижается, а вклад индивидуальной среды возрастает. Как показали расчёты исследователей, ...