Алкоголизм сегодня является не только чисто медицинской, но и общесоциальной проблемой современного общества. В значительной степени от злоупотребления взрослыми спиртным страдают дети. Это происходит вследствие того, что ситуация в семье, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, травмирующе влияет на психику ребенка. В таких семьях полноценное воспитание и обучение детей не возможно: постоянные скандалы, негативное отношение к ребенку, включая прямое насилие, негативно влияет на его умственное и психофизическое развитие. Но даже если подобных отклонений в развитии удалось избежать, проблемой может стать проецирование ребенком модели семейных отношений его детства на свою будущую семейную жизнь. В частности, около 50 % алкоголиков росли в семьях, где хотя бы один из родителей страдал алкоголизмом. Аренда склада у метро перово www.skladovka.ru.
Важным понятием, связанным с социальной работой с такими детьми, является понятие социальной реабилитации, что означает реализацию их способностей к действиям, поведению, общению в обществе, которое отвечало бы ожиданиям этого общества. Такая социальная реабилитация способна вернуть детям алкоголиков социальное достоинство.
Вопрос такой реабилитации является относительно новым в отечественной практике. Еще совсем недавно государство боролось исключительно с проблемой алкоголизма родителей. При этом, в случае неспособности этих родителей осуществлять свои прямые семейные функции, детей передавали в специализированные детские дома и интернаты. Лишь в последнее время появилось понимание того, что работа с детьми алкоголиков должна носить комплексный характер. Значительное место в этой работе должно уделяться психотерапии.
Сегодня отечественная практика социальной работы с детьми алкоголиков содержит примеры такого комплексного подхода. Содействуя с
· различными антиалкогольными фондами, общественными и церковными организациями, государственные социальные службы осуществляют специализированные социально-психологические реабилитационные программы. Такие программы уже на первичном уровне позволяют осуществлять контакт с детьми из неблагополучных семей. Впоследствии
· для таких детей составляется индивидуальный план реабилитации.
Один из элементов программы реабилитации - обязательная трудовая
деятельность. Трудовая адаптация строится исходя из возрастных и психофизиологических особенностей детей. К сожалению, эффективность этой адаптации напрямую зависит от материальной оснащенности центра социальной реабилитации, что является значительной проблемой в условиях хронического недофинансирования подобных центров.
Наконец, практика социальной работы с детьми из семей алкоголиков должна опираться на аналогичный опыт социальных служб зарубежных стран. В частности богатый опыт решения таких проблем накоплен в США. Здесь разработаны и используются многочисленные методики и программы социальной адаптации детей из неблагополучных семей.
Приложение 1.
Карта комплексного обследования по осуществлению социального и образовательного права ребенка
1. Общие сведения:
1.1. Ф.И.О.
1.2. Дата рождения
1.3. Домашний адрес
1.4. Дата поступления в . (ОУ, класс)_" "
1.5. До поступления в 1-й класс посещал д/с № . или воспитывался в .
1.6. Ранее обучался в .
1.7. Наличие постоянного классного руководителя
2. Семья ребенка:
2.1. Состав семьи и взаимоотношения между членами семьи
2.2. Профессиональная занятость родителей и наличие бабушек, дедушек, других ближайших родственников, имеющих возможность помогать, участвовать в воспитании ребенка
2.3. Состояние рабочего места ребенка, условия для культурного досуга
2.4. Материальное положение семьи
2.5. Трудные жизненные ситуации
2.6. Социальные ожидания родителей Заключение и рекомендации:
3. Физическое состояние;
3.1. Слух
3.2. Зрение
3.3. Осанка
3.4. Ведущая рука
3.5. Хронические заболевания (диагнозы) Медицинские рекомендации:
4. Психологические особенности развития личности:
4.1. Особенности интеллектуального развития:
- внимание
- восприятие и мышление
- память
4.2. Особенности психических состояний
- возбудимость и уравновешенность
- эмпатия и рефлексия
- коммуникабельность и агрессивность
4.3. Особенности характера Выводы и рекомендации;
«Игры, изменяющие
сознание» и «игры магического действия»
Маккин, исследуя мотивацию потребления наркотических средств подростками, обнаружил, что интерес детей к психоактивным веществам, и в частности к алкоголю, связан с ранним детским опытом игр, в которых достигается изменение обычного уровня сознания - так называемые «игры, изменяющие сознание»: свободное падение, надавливание на глазные ...
Методика экспериментального исследования
Для исследования морально-волевых качеств были взяты учащиеся 8 класса 20 школы в количестве 15 человек.
Исследование проводилось при помощи таких методик, как:
1. Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.
2. Методика «Социальная смелость» Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследовани ...
Насколько вы цените время?
Профессор психологии Роберт Ливайн во время своей работы в Калифорнийском университете города Фресно провел исследование населения нескольких стран (Япония, Англия, Италия, Индонезия, Тайвань и Соединенные Штаты). Он выяснил, что согласно многим показателям самый быстрый темп жизни — в Японии, тогда как Индонезия славится наиболее разме ...