Заключение

В ходе работы была реализована цель исследования: выявлена взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и уровнем тревоги.

Теоретический анализ позволил сделать следующие выводы об эмоциональном интеллекте и взаимосвязи эмоционального интеллекта с тревогой.

Эмоциональный интеллект можно охарактеризовать, как способность человека, определять какую именно эмоцию он испытывает в данный момент, осознавать изменение интенсивности эмоции и переходы от одной эмоции к другой.

Эмоциональный интеллект дает возможность понимать эмоции, испытываемые другими людьми, по их вербальному и невербальному поведению, дифференцировать проявления чувств людей, способствует умению определять источник и причину возникновения эмоции, ее назначение и возможные последствия развития, степень ее полезности в конкретной ситуации, в соответствии с этим при необходимости найти способ регуляции эмоции.

К эмоциональному интеллекту так же относится умение определять возможную причину возникновения эмоции у другого человека и предполагать последствия ее развития, изменение эмоционального состояния другого человека (интенсивности эмоции, перехода на другую эмоцию) с помощью вербальных и невербальных средств, способность вызывать нужную эмоцию в людях.

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги обусловлена тем, что высокий уровень эмоционального интеллекта влияет на способность человека распознавать и регулировать чувства, эмоции, как положительные, так и отрицательные. Человек с высоким эмоциональным интеллектом умеет разобраться в себе и в причинах своих чувств, эффективно взаимодействует с внешним миром.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку за большим количеством негативных эмоций увидеть их причину, адекватно оценить ситуацию и отреагировать на нее разумно, следовательно, тревога, характеризующаяся как отрицательно окрашенная эмоция, выражающаяся ощущением неопределенности и ожиданием негативных событий, будет ниже.

Данные полученные в ходе эмпирического исследования показали наличие значимой отрицательной корреляции тревоги с показателями общего эмоциональный интеллекта (р≤0,01), внутреннего (р≤0,01) и социального (р≤0,01). Не обнаружено взаимосвязи тревоги и экзистенциального эмоционального интеллекта.

Полученные данные могут быть использованы для более объективного анализа проблем связанных с взаимосвязью эмоционального интеллекта и тревоги в профессиональном, промышленном, семейном консультировании в рамках которых, данная проблема может быть актуальной.

Полученные результаты в целом подтверждают выдвинутую гипотезу о наличии взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и тревогой.


Специфические особенности психологии российского предпринимателя при сравнении с зарубежным
Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Выполненные нами исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особ ...

Инфантильный тип личности
1. В сфере отношения к людям: а) детей этого типа педагог должен вводить в коллектив сам, знакомить со сверстниками, подчеркивая их положительные качества, объясняя, что застенчивость и смущение - явление временное и скоро пройдет. Желательно на первое время прикреплять опекуна из детей с сензитивным социально-психологическим типом; б ...

Психологическая культура этноса
Как известно, понятие культуры имеет несколько значений. Два из них являются основными: 1. культура как результат материальной и духовной деятельности людей; 2. культура как уровень развития, степень совершенствования различных сфер жизни и деятельности. Психологическая культура - совокупность имеющихся у индивида, группы или этноса пр ...