Психологическое содержание проблем психосоматических заболеваний. Современные концепции личности
Страница 2

Психология » Личностные особенности психосоматических больных » Психологическое содержание проблем психосоматических заболеваний. Современные концепции личности

1) человек является единым самосогласующимся и целостным;

2) человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;

3) индивидуум – есть творческая и самоопределяющая сущность;

4) социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Подробное описание водокольцевой вакуумный насос ангара тут.

Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и ее поведении, направленном на решении трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь.

Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое «Я». В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни, то, что придает ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса. (Фрейд З., 1990.)

М. Эриксон, К. Хорни: теория личности в эго-психологии.

В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет Эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся:

– акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека;

– упор на психически здорового человека;

– особая роль идентичности;

– сочетание клинических наблюдений с изучением культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.

Э. Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности:

– младенчество (базальное доверие – базальное недоверие);

– раннее детство (автономия – стыд и сомнение);

– возраст игры (инициативность – вина);

– школьный возраст (трудолюбие – неполноценность);

– юность (эго-идентичность – ролевое смешение);

– ранняя зрелость (интимность – изоляция);

– средняя зрелость (продуктивность – инертность);

– поздняя зрелость (эго-интеграция – отчаяние).

Карен Хорни отвергла положение З. Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия мужчин и женщин, утверждая, что решающим фактором в развитии личности является характер социальных отношений между родителями и ребенком. Согласно К. Хорни в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, это приводит к возникновению базальной враждебности, а та ведет к возникновению базальной тревоги – основе невроза. Базальной тревогой она назвала ощущение беспомощности во враждебном мире.

К. Хорни описала десять невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики опираются на одну потребность при реагировании на различные ситуации. Десять невротических потребностей следующие:

– в любви и одобрении;

– в руководящем партнере;

– в четких ограничениях;

– во власти;

– в эксплуатировании других;

– в общественном признании;

– в восхищении собой;

– в честолюбии;

– в самодостаточности и независимости;

– в безупречности и неопровержимости. (Фрейд З., 1990.)

Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк: диспозитивное направление.

В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определенное постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Личность, по Г. Олпорту, есть динамическая организация тех психофизиологических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его приспособление к среде.

С точки зрения теории Г. Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Г. Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Г. Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, что личные диспозиции, в отличии о черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Он считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.

Страницы: 1 2 3 4


Формируем адекватную самооценку
Характеристика фиксирует не только оценку аттестуемого, но и черты личности ее автора. (В.К. Тарасов) Как Вы представляете себе человека, который теряет свои силы и энергию во время работы? Уверенный, сильный и хорошо организованный? Конечно, нет! Скорее это неуверенный в себе человек. Однако чем более Вы уверены в себе, в своих силах, ...

Любите ли вы острые ощущения?
Может быть, фраза «правда краше вымысла» и является клише, но лучше и не скажешь. Несколько лет назад двадцатидевятилетний студент, житель города Лонг-Бич, штат Калифорния, без шлема спрыгнул на дельтаплане со скалы высотой около 18,5 метра и сразу же врезался в землю. После того как он провел несколько дней в реанимации, балансируя меж ...

Шкала оценки потребности в достижении и мотивации одобрения Д. Крауна и Д. Марлоу
Уровень потребность в достижении и мотивации одобрения был измерен с помощью двух шкальных методик. Первая шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – "да" или "нет". Вторая шкала состоит из 19 суждений, на которые также возможно два вышеуказанных варианта ответов. Для сравнения дв ...